Андрей Далматович Токманцев родился в 1873 г. в д. Шипеловке Бруснятской волости Екатеринбургского уезда. Как и большинство жителей деревни, его родители принадлежали к согласию часовенных. Андрей также был беспоповцем, а в 1890 г. он присоединился к “австрийцам”. Молодой, но весьма начитанный и энергичный человек сразу же обратил на себя внимание руководства Белокриницкой Церкви. В скором времени он был командирован в особую школу, основанную епископом Арсением Уральским специально для подготовки миссионеров-“австрийцев”. Когда в 1900 г. при Екатеринбургском старообрядческом обществе Белокриницкой иерархии было образовано братство во имя Святой Живоначальной Троицы, ставившее своей задачей просветительскую и миссионерскую деятельность, А. Д. Токманцев был приглашен занять должность “епархиального начетчика”. С этого времени и вплоть до своей смерти в ноябре 1909 г. он постоянно путешествовал по Уралу и Зауралью, выступая на публичных собеседованиях с православными священниками и начетчиками-беспоповцами.

Его авторитет среди “австрийцев” был настолько высок, что на епархиальном съезде в феврале 1910 г. было принято специальное решение “о постановке на средства духовенства памятника А. Д. Токманцеву”1. Однако уже весной 1910 г. стали известны факты, свидетельствующие о сотрудничестве “австрийского” миссионера с представителями официальной Церкви. Более того, выяснилось, что А. Токманцев готовился оставить белокриницкое согласие и перейти в православие. Так, в письме о. М. Сушкову он писал: Уведомляю я вас за мной приезжали из Стоновы деревни и просили к ним сегодня поехать и я не отказался от поездки потому, что не ехать нельзя... Поетому вы можете побывать там и один, и сообщить мне условия Владыки (т. е. епископа Екатеринбургского. – С. Б.), где я должен иметь постоянное место жительство. Еще уведомьте и о том, если будет обещание жалования. И если будут поездки, тогда как нужно поступить: или расход за счет жалования, или нет? Но что касается вы надпоминали о духовном звании – я на это не согласен...2. Вероятно, если бы А. Д. Токманцев имел возможность стать единоверческим священником, то он расстался бы с “австрийцами” раньше, однако сана он не мог принять потому, что был двоебрачен, а другого места ему не было...3.

Примечания

[1]
Екатеринбург. Епархиальный съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии // Старообрядческая мысль. 1910. № 5. С. 313.
[2]
Был ли предан австрийщине Андрей Токманцев ? // ЕЕВ. 1910. № 15. С. 318.
[3]
Католичество и старообрядчество // ЕЕВ. 1910. № 22. С. 420.
1/0