Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№5

1907

Содержание

От редакции

Въ дорогу. А. М.

Разборъ ответовъ на сто пятъ вопросовъ. (продолж.) И. Усова (нынѣ еписк. Иннокентія)

Рассмотреніе книги безпоповца А. А. Коновалова «О пришествіи пророковъ Иліи и Еноха, объ антихристе и объ уничтоженіи имъ богоустанновленной жертвы, таинства причащенія». (продолженіе) И. Г. Водягина

О перекрещиваніи еретиковъ (бесѣда Варакина съ Пичугинымъ) С. Б. С

Внешній видъ Пресв. Богородицы (по сказаніямъ)

Внешній видъ Iсуса Христа

Одежда Iсуса Христа

Исторія старообрядческихъ общинъ: Остаповскій старообрядческій приходъ

Грамота м. Амвросія въ Москву къ Антонію и проч. епископамъ 28 октября 1863 года

Грамота м. Кирилла изъ Белой Криницы въ Москву 8 іюня 1870 года

Почему въ некоторыхъ церквахъ после Всенощной кладутъ два начала?

Будущій епископъ Платоновцевъ, сиречъ «единоверцевъ». Н. Зенинъ

Перлы «красноречія» іовитскихъ богослововъ. I. Хромовъ

О школахъ. П. Н. Шмаковъ

Письма въ редакцію:

По городамь и весямъ

Отзывы о книгахъ

Изъ періодической печати

Последнія известія

Стихотвореніе на открытіе останковъ о. Серафима Саровскаго

Объявленія

OCR
588 .СТАРООБРЯДЕЦЪ *. О ШКОЛАХЪ. Нѣкоторые изъ старообрядцевъ стали протестовать противъ
открытія земскихъ старообрядческихъ шкодъ, съ программой, въ
которую входитъ объясненіе дѣтямъ жизни животныхъ, нанрим.
сежей, скворцовъ, ласточекъ и чижиковъ". Мнѣ приходилось слы¬
шать, что де напрасно заводятъ теперь школы у насъ: вѣдь
терпѣли же 250 лѣтъ. Ужъ не думаютъ ди говорящіе такъ, что
послѣ 250—лѣтняго терпѣнія наступилъ конецъ міра? У старообрядцевъ ежегодно бываютъ Всероссійскіе съѣзды.
Много было говорено на нихъ и объ открытіи старообрядческихъ
начальныхъ, среднихъ школахъ и университетѣ— говорили... а на дѣ¬
лѣ доказали совершенно иначе. VII Всероссійскій съѣздъ чуть
было не отказалъ отъ „суммы въ 500 руб." для подготовки учи*
тедей. Только благодаря объясненію и настоянію еп. Иннокентія,
что на курсы явились лица, оставившія для ученія свои должно¬
сти, было ассигновано 500 руб.! Не надо забывать, особенно на съѣздахъ, что „меньшая бра-
тія“ задыхается отъ работы и, что „она‘1, поэтому, не можетъ
быть на съѣздѣ и вершителями ,,еяи судебъ являются... Всеро¬
ссійскій съѣздъ старообрядцевъ—вто подобіе Государственной
Думы: попадутъ въ Государственную Думу люди, желающіе бла¬
га народу—плоды хорошіе, не попадутъ—плохіе. Кону нужна школа? Большинству на съѣздѣ она не нужна
и ѳто безусловно, но не старообрядчеству, запомните—,,на съѣз¬
дѣ11 только, а „не старообрядчеству11. Мечтать о томъ, что старо¬
обрядцевъ притѣсняли и, такимъ образомъ, выставлять себя „вѣ¬
чно страждущими героями"—теперь прошло время. Борьба дала
нѣкоторыя облегченія и ими надо пользоваться, а не говорить,
что „250 лѣтъ терпѣли и еще потерпимъ". „Было время, какъ свидѣт. г. Мельгуновъ, въ царствованіе
Николая I старообрядцамъ нечего было и думать объ открытіи
школъ, и тѣмъ не менѣе въ это суровое время были сдѣланы по¬
пытки открыть школы. Но правительство тогда ихъ закрывало
немедленно. Такъ въ 1832 году въ Ригѣ была закрыта старооб¬
рядческая школа—единственная русская школа въ городѣ; та же
участь постигла въ 1835 году Московское старообрядческое учи¬
лище. Въ 1830 году послѣдовало строжайшее запрещеніе выда¬
вать старообрядцамъ свидѣтельства „на право обученія дѣтей".
Въ 1850 году рижскіе старообрядцы ходатайствовали о доз¬
воленіи ихъ дѣтямъ учиться въ гимназіяхъ и университетахъ.