Старообрядец

Старообрядец. -1907. -№5

1907

Содержание

От редакции

Въ дорогу. А. М.

Разборъ ответовъ на сто пятъ вопросовъ. (продолж.) И. Усова (нынѣ еписк. Иннокентія)

Рассмотреніе книги безпоповца А. А. Коновалова «О пришествіи пророковъ Иліи и Еноха, объ антихристе и объ уничтоженіи имъ богоустанновленной жертвы, таинства причащенія». (продолженіе) И. Г. Водягина

О перекрещиваніи еретиковъ (бесѣда Варакина съ Пичугинымъ) С. Б. С

Внешній видъ Пресв. Богородицы (по сказаніямъ)

Внешній видъ Iсуса Христа

Одежда Iсуса Христа

Исторія старообрядческихъ общинъ: Остаповскій старообрядческій приходъ

Грамота м. Амвросія въ Москву къ Антонію и проч. епископамъ 28 октября 1863 года

Грамота м. Кирилла изъ Белой Криницы въ Москву 8 іюня 1870 года

Почему въ некоторыхъ церквахъ после Всенощной кладутъ два начала?

Будущій епископъ Платоновцевъ, сиречъ «единоверцевъ». Н. Зенинъ

Перлы «красноречія» іовитскихъ богослововъ. I. Хромовъ

О школахъ. П. Н. Шмаковъ

Письма въ редакцію:

По городамь и весямъ

Отзывы о книгахъ

Изъ періодической печати

Последнія известія

Стихотвореніе на открытіе останковъ о. Серафима Саровскаго

Объявленія

OCR
ПОНЕМУ ВЪ НѢКОТОРЫХЪ ЦЕРКВАХЪ ПОСЛѢ ВСЕНОЩНОЙ
КЛАДУТЪ ДВА НАЧАЛА? Какъ извѣстно, у насъ, старообрядцевъ, передъ началомъ
всякаго богослуженія и священнодѣйствія, и по окончаніи его,
кладутъ, такъ называемый, началъ, состоящій изъ семи поклоновъ,
почему онъ называется иногда семиооклоннымъ началомъ *), или
просто „поклоны приходные и исходные11, потому что кладутъ ихъ,
когда приходятъ за богослуженіе и, когда исходятъ (уходятъ)* ихъ
также положено власть и дома или въ кельѣ, предъ отправленіемъ
за богослуженіе и по возвращеніи съ него, а также утромъ и
вечеромъ. Но почему-то послѣ всенощной и заутрени въ нѣкоторыхъ
церквахъ кладутъ два такихъ начала, и на послѣднемъ началѣ
вмѣсто «отпуста» читаютъ «Богородице Дѣво, радуйся» три раза,
съ тремя поклонами, а иногда прибавляютъ еще «О, всепѣтая»
три раза, «Все упованіе мое» и «Упованіе ми Богъ». Два начала, между прочимъ, кладутъ на Рогожскомъ клад¬
бищѣ, почти во всѣхъ приходахъ Москвы, въ большинствѣ при¬
ходовъ московской епархіи, на Уралѣ и въ нѣкоторыхъ другихъ
мѣстахъ, На вопросъ: „почему кладутъ два начала?", отвѣты получа¬
ются разные. Одни говорятъ, что это дѣлается по обѣщанію, то
есть потому, что наши предки обѣщались класть по два начала
по случаю морового повѣтрія, бывшаго когда-то въ Москвѣ;дру¬
гіе говорятъ, что—по случаю нашествія французовъ. Большинство
же отговаривается незнаніемъ, но всѣ согласны въ одномъ, именно
въ томъ, что класть два начала послѣ всенощной или утрени
нигдѣ въ уставѣ не указано, и что это—обычай не древній *) Поклоны 8ти кладутся съ произнесеніемъ слѣдующихъ молитвъ: Боже,
милостивъ буди мнѣ грѣшному {поклонъ). Создавай мя, Господи, помилуй (пок¬
лонъ), Безъ числа согрѣшихъ, Господи, прости мя (и<к.юмъ_). Достойно есть' («о
конца ѵ, поклонъ земной). Слава и нынѣ. Господи помилуй 2-жды, Господи бла¬
гослови (три поклона). Потомъ „отпуетъ“ или Богородице Дѣво, радуйся (*о- Х.ІОН»).