ПОНЕМУ ВЪ НѢКОТОРЫХЪ ЦЕРКВАХЪ ПОСЛѢ ВСЕНОЩНОЙ
КЛАДУТЪ ДВА НАЧАЛА? Какъ извѣстно, у насъ, старообрядцевъ, передъ началомъ
всякаго богослуженія и священнодѣйствія, и по окончаніи его,
кладутъ, такъ называемый, началъ, состоящій изъ семи поклоновъ,
почему онъ называется иногда семиооклоннымъ началомъ *), или
просто „поклоны приходные и исходные11, потому что кладутъ ихъ,
когда приходятъ за богослуженіе и, когда исходятъ (уходятъ)* ихъ
также положено власть и дома или въ кельѣ, предъ отправленіемъ
за богослуженіе и по возвращеніи съ него, а также утромъ и
вечеромъ. Но почему-то послѣ всенощной и заутрени въ нѣкоторыхъ
церквахъ кладутъ два такихъ начала, и на послѣднемъ началѣ
вмѣсто «отпуста» читаютъ «Богородице Дѣво, радуйся» три раза,
съ тремя поклонами, а иногда прибавляютъ еще «О, всепѣтая»
три раза, «Все упованіе мое» и «Упованіе ми Богъ». Два начала, между прочимъ, кладутъ на Рогожскомъ клад¬
бищѣ, почти во всѣхъ приходахъ Москвы, въ большинствѣ при¬
ходовъ московской епархіи, на Уралѣ и въ нѣкоторыхъ другихъ
мѣстахъ, На вопросъ: „почему кладутъ два начала?", отвѣты получа¬
ются разные. Одни говорятъ, что это дѣлается по обѣщанію, то
есть потому, что наши предки обѣщались класть по два начала
по случаю морового повѣтрія, бывшаго когда-то въ Москвѣ;дру¬
гіе говорятъ, что—по случаю нашествія французовъ. Большинство
же отговаривается незнаніемъ, но всѣ согласны въ одномъ, именно
въ томъ, что класть два начала послѣ всенощной или утрени
нигдѣ въ уставѣ не указано, и что это—обычай не древній *) Поклоны 8ти кладутся съ произнесеніемъ слѣдующихъ молитвъ: Боже,
милостивъ буди мнѣ грѣшному {поклонъ). Создавай мя, Господи, помилуй (пок¬
лонъ), Безъ числа согрѣшихъ, Господи, прости мя (и<к.юмъ_). Достойно есть' («о
конца ѵ, поклонъ земной). Слава и нынѣ. Господи помилуй 2-жды, Господи бла¬
гослови (три поклона). Потомъ „отпуетъ“ или Богородице Дѣво, радуйся (*о- Х.ІОН»).