1208 ,СТАРООБРЯДЕЦЪ “. ДЛЯ МОЛОДЫХЪ ЛЮДЕЙ. Среди нѣкоторыхъ молодыхъ людей замѣтна нѣкоторая холодность 
къ богослуженію и 'въ частности къ слушанію поученій церковныхъ. 
Чтобъ избѣгнуть справедливаго нареканія, они стараются оправдать 
это тѣмъ, что де у насъ священники мало учатъ не обманывать, не 
воровать, не обижать, а толкуютъ только о томъ, чтобъ бороду 
не брить, табаку не курить и креститься истово. По этому случаю я 
и хочу сказать нѣсколько братски-душевныхъ словъ. Проповѣдниковъ живого христіанскаго слова среди старообрядцевъ, 
къ сожалѣнію, покамѣстъ немного. У насъ предпочитаютъ выслушивать 
назиданія и наставленія преимущественно учителей вселенскихъ и св. 
отцовъ (хотя также слушаютъ и живое слово о христіанскихъ исти¬ 
нахъ). Такимъ образомъ, не измѣняя унаслѣдованное отъ предковъ, мы 
продолжаемъ читать въ церкви поученія отцовъ церкви. Здѣсь необхо¬ 
димо замѣтить, что ни въ одной изъ существующихъ христіанскихъ 
церквей нѣтъ столько проповѣдей въ обличеніе коренныхъ беззаконій, 
нѣтъ такихъ любвеобильныхъ и трогательныхъ поученій, нѣтъ такихъ 
словъ для поддержанія разслабленнаго и падшаго человѣка, какими на¬ 
полнены наши церковныя книги. Стоитъ только со вниманіемъ читать 
или слушать. Къ прискорбію нашему, мнѣ неоднократно приходилось наблюдать, 
что молодые люди, стонущіе объ упадкѣ проповѣди среди священ¬ 
никовъ и о молчаніи объ основныхъ истинахъ христіанскаго уче¬ 
нія,—при первыхъ же звукахъ самаго глубокомысленнаго, жизненно¬ 
необходимаго, душу захватывающаго поученія, перекрестясь, выходятъ 
вонъ изъ церкви. И что всего удивительнѣе, однообразное чтеніе ка- 
физмъ они терпѣливо выстаиваютъ. Но если внимательно слѣдить за 
нравоучительнымъ чтеніемъ въ церкви, то человѣкъ можетъ получить 
полезные, важные и необходимые жизненные уроки.—За всенощной чи¬ 
таютъ Толковое Евангеліе. Оно изложено величественнымъ тономъ и, 
если чтецъ читаетъ мало-мальски безошибочно, то на васъ ощутитель¬ 
но вѣетъ спокойствіемъ. Тутъ раскрываются глубочайшія и великія 
истины Евангельскаго ученія. По шестой пѣсни канона читается Про¬ 
логъ. Молящіеся знакомятся съ исторіей и историческими личностями 
христіанства, и съ той непоколебимой твердостью первыхъ христіанъ, 
съ какою они мужествннно боролись съ язычествомъ. Параллельно съ 
этимъ помѣщены и небольшія поучительныя слова.—Въ обѣднѣ за це- 
лованіемъ креста читаютъ изъ Златоуста. Это чтеніе дѣйствуетъ на 
душевныя желанія и чувства человѣка, и такимъ образомъ распола¬ 
гаетъ душу къ умиленію. Послѣ сего чтенія такъ и хочется, обнявъ