ПО ГОРОДАМЪ И ВЕСЯМЪ. 585 вою вознесло Господу Богу горячія молитвы о Ваоъ и Августѣйшей Вашей
Семьѣ, даровать Ванъ здравіе въ благодевствіи на много дѣтъ. Свидѣтельствуя
вашему Величеству вѣрноподданническія чувства благодарности, душевно жела¬
емъ имѣть Вамъ радость успокоенія дорогого нашего отечества. Старообрядче¬
скій архіепископъ Іоаннъ. Попечители храмовъ: Иванъ Пуговкннъ, Иванъ Тре¬
губовъ. Торжество прекрасное, но нельзя не отмѣтить того печальнаго факта, что,
по открытіи рогожскихъ алтарей, появленіе женщинъ въ шляпкахъ въ храмахъ
стало явленіемъ обычиымъ, особенно при совершеніи брака, что замѣчалось и
въ этотъ день великаго торжества. Во къ шляпкамъ мы возвратимся въ слѣду¬
ющей корреспонденціи. Саратовъ. На пути къ примиренію, Саратовское старообрядческое братство
имени Кирилла и Меѳодія, просвѣтителей славянъ, по иниціативѣ Іоакима Дмит¬
ріевича Мурашкина, организовало комитетъ, цѣль котораго состоитъ въ соеди¬
неніи двухъ обществъ: такъ называемыхъ окружняковъ и неокружниковъ, такъ
какъ раздоръ и мученическою кровію загладятъ невозможно. Многіе, если только
не всѣ, такой кары трепетали, оплакивая десятки лѣтъ раздора. Общества, въ
одно нзъ собраній, избрали въ комитетъ нѣсколько лицъ для выработки проэкта
соединенія, съ тѣмъ, чтобы представитъ, какая именно находится между нами
разница? Комитетъ уполномоченныхъ обществъ выбралъ нзъ среды себя редак¬
ціонную коммиссію, которая, по прочтеніи евангельскихъ, апостольскихъ и свято¬
отеческихъ постановленій, убѣдилась, что не по крови только мы братья, во и
по вѣрѣ. Проектъ примиренія прочитанъ и одобренъ обществами. Общимъ собра-
віемъ рѣшили послать проектъ и въ окрестные приходы, а также и высшей
іерархической власти прошеніе о скорѣйшемъ созывѣ всероссійскаго собора съ
участіемъ представителей отъ мірянъ. Что же касается разницы между вами, то
комитетъ пришелъ въ такому заключенію, что предки наши испугались Никона,
какъ—тирана, равно и послѣдователей его, и раздѣлялись. Истинные христіане
того времени, послѣ того, какъ ослабла инквизиція, собравшись изъ разныхъ
трущобъ, съ испуга, какъ я сказалъ, не узнали и своихъ братьевъ по вѣрѣ. А
не узнавши другъ друга, сложили н разныя понятая о тѣхъ, кто нарушилъ рус¬
скую старнву. Инквизиторы заклеймили всѣхъ старообрядцевъ „раскольниками",
не смотря ва то, что они содержатъ истинную древлѳ-правоолавяую вѣру. Но
истинную вѣру и ученіе, по слову Спасителя, врата ада, т. ѳ. еретики, никоимъ
образомъ одолѣть не могутъ. Сколько ни старались они, сколько ни дѣлали под¬
логовъ и обмановъ, все напрасно. Правда, ломали иногда вѣтви, въ особенности
молодыя, но наконецъ сами упали и разбились до неузнаваемости. Старообряд¬
чество же наканунѣ полнаго объединенія. При новомъ государственномъ строѣ,
основанномъ на свободѣ и равноправіи, оно обѣщаетъ сильно преуспѣвать,
если только не повторитъ печальныхъ ошибокъ, приведшихъ государственную
церковь къ такимъ плачевнымъ результатамъ. Не пора ли нашимъ говитедямъ
взглянуть иа насъ другими глазами. БратіеІ Посмотрите, не братья ди мы вамъ? Раскройте устарѣвшей
злобы занавѣсъ, посмотрите и въ тайники вашихъ душъ! Вы увидите въ
пасъ истинныхъ послѣдователей той старины, которую содержали наши предка
до лѣтъ Ыикона, а не „раскольниковъ", какъ вы 260 лѣтъ васъ клеймили. Палъ
вами сбылись слова отцовъ н учителей церкви: „Враги, сколько ни гонятъ истину,