Старообрядец

Старообрядец. -1906. -№5

1906

Содержание

Высочайшія повелънія. О согласованіи нѣкоторыхъ постановленій свода законовъ съ Высочайше утвержденными 17-го Апрѣля 1905 г. положеніями комитета министровъ объ укрѣпленіи началъ вѣротерпимости

Несколъко словъ о табаке и его употребленіи. Вл. М—въ

Къ Вопросу о причинахъ разбиенія русской церкви. Вл. М—въ. (Окончаніе)

Беседа о старообрядческой церкви и ея іерархіи

О неверіи апостоловъ. Іосифъ Перетрухинъ

Исторія и обычаи Ветковской церкви (продолженіе)

Неотложный миръ. А.

Проэктъ примиренія старообрядческихъ обществъ, пріемлющихъ и непріемлющихъ «Окружное Посланіе», поданный на имя своихъ епископовъ той и другой стороны

Соборъ старообрядческихь епископовъ

Определеніе Собора 20 апр. 1906г

Постановленіе Собора 20 апр. 1906г

Порученіе Собора отъ 23 апр. 1906г

Постановленіе Собора 23 апр. 1906г

По городамъ и Весямъ:

Изъ періодической печати

О новыхъ книгахъ

Почтовый ящикъ

Приложенія:

Отъ редакціи

Объявленія

OCR
О НОВЫХЪ КНИГАХЪ. „Бесѣды старообрядцевъ ев миссіонерами въ Москвѣ п январѣ—февралѣ 1906
ложъ такимъ названіемъ вышла брошюра, гдѣ правдиво описаны бесѣды аовообряд-
цѳвъ съ старообрядцами. Участниками ихъ были выдающіеся старообрядческіе ва-
чѳтники, и между ними извѣстный ораторъ Ѳ. Е. Мельниковѣ До обыкновенію миссій*
веры бездушно-казеннаго „православія" были поражены. Чтобы хотя чѣмъ-нибудь
убить въ народѣ сознаніе правоты старообрядцевъ, миссіонеры не позволили
Мельникову говорить съ возвышеннаго мѣста и вообще вели себя неистово.
Со стороны старообрядцевъ были ярко освѣщены уже извѣстныя доказательства н
были приведены новыя. Цѣна брошюры 20 коп., сравнительно не дорога. Щитъ Вѣры—книга, вышедшая въ послѣднихъ мѣсяцахъ прошлаго года.
Въ настоящее время сдѣлать оцѣнку ея, во-первыхъ, требуетъ содержаніе книги,
во-вторыхъ, сана жизнь, съ ѳя быстро-текущими обстоятельствами. Этимъ хотимъ
ны сказать о массовомъ движеніи старообрядцевъ-неокружниковъ, идущихъ
къ примиренію съ окружникамя. Для участниковъ этого движенія и вообще для
занимающихся исторіей, или полемическимъ вопросомъ, необходимо имѣть
указанную книгу. Но этому предмету въ пей много важныхъ документовъ.
Также авторъ искусно подмѣтилъ въ ней двоедушіе высшаго духовевства не-
окружниковъ и постоянное бѣгство ихъ отъ соглашенія я мира. Должно замѣ¬
тить, что выраженія книги '„Щитъ Вѣры" страдаютъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ
рѣзкостью; есть не точныя ссылки на первоисточники и неправильность знаковъ
препинанія. Все это, а также и дороговизна книги (1 р. 50 к.), есть послѣдствіе
того давленія, которое было при отжившей бюрократіи, и, слѣдовательно, вина
автора и издателя здѣсь отстсутствуетъ. Д. С. Мережковскій. „Теперь или никогда^; о церковномъ соборѣ. Сочине¬
ніе небольшое по объему, во громадное по глубинѣ мысли и многозначущеѳ но
содержанію. Въ немъ авторъ затронулъ рядъ самыхъ жгучихъ вопросовъ нашего'
времени: о Петрѣ I, о русской церкви, поставляя еѳ на одномъ уровнѣ съ па¬
пизмомъ; о самой сути христіанства и о его всехенсности; о показномъ русскомъ
невѣріи, особенно интеллигенціи, и скрытой у ней безотчетно-сильной религіоз¬
ности; о связи церкви съ государствомъ, которая неизбѣжно ярмомъ ло¬
жится на церковь, при малѣйшемъ еѳ соприкосновеніи съ государствомъ. До¬
биваясь славы міра сего, церковь клянется тому, кто искушалъ въ пустынѣ
Богочеловѣка. Насъ же, старообрядцевъ, книга интересуетъ тѣмъ, что съ небывалой яр¬
костью описываетъ подчиненіе русской церкви Петру 1 и его ставленникамъ оберъ-
прокурорамъ. Авторъ подтверждаетъ это историческими фактами, наприм. на стр. 7 н 8. Здѣсь описывается случай изъ жизни Петра, когда онъ, показывая своимъ
приближеннымъ Духовный Регламентъ, сказалъ: .вотъ вамъ духовный патріархъ,
а противомыслящинъ сему (выдернувъ рукою изъ ношенъ кортикъ и уд&ря онымъ
по столу) вотъ булатный патріархъ!** И въ другомъ мѣстѣ: „я имъ обоѳ—госу¬
дарь и патріархъ**. Цѣна брошюры сравнительно не дорога, 20 коп.