КЪ ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХЪ РАЗДѢЛЕНІЯ РУС¬
СКОЙ ЦЕРКВИ. (Окончаніе г). Въ самомъ дѣлѣ, соборъ 1667 года, утвердивъ никоновскія
книги, какъ правоисправленнныя, приказалъ „всѣмъ православ¬
нымъ христіанамъ11 принимать ихъ „безъ всякаго сомнѣнія*, уг¬
рожая въ противномъ случаѣ чудовищными клятвами *). А о слу¬
жебникѣ онъ сдѣлалъ даже такое опредѣленіе: „Книга служебникъ,
яко же прежде исправися и печатася и нынѣ при насъ прилежно
свидѣтельствовася отъ всего освященнаго собора и печатася въ
лѣто 7176, такожде и впредь да печатаютъ, и никтоже да дерз¬
нетъ отнынѣ во священнодѣйствіе прибавити что, или отъяти,
или измѣнити. Аще и авгедъ по насъ будетъ глаголати что ино,
да не имате вѣры ему* *); такимъ образомъ соборъ 1667 года не
только людямъ, но даже ангеламъ заоретилъ что либо прибавлять
иди убавлять, вообще измѣнять служебникъ. Однако не смотря
на вто, пастыри русской церкви не послушали оиредѣлѣнія со¬
бора и сдѣлали въ служебникѣ существенныя измѣненія и исправ¬
ленія;—служебникъ, употребляющійся теперь въ господствующей
церкви, много отличается отъ никоновскаго, печатаннаго въ 1658
году; были во многомъ исправлены и другія никоновскія книги,
какъ ошибочныя 4). Такимъ образомъ, русская церковь, призвавъ
виконовскія книги неисправными и исправивъ ихъ, втимъ самымъ
стала въ противорѣчіе, преслушала властное опредѣленіе собора
1667 года, приказавшаго „варедь печатать ихъ безъ измѣненія'1',
не вѣрить даже и ангеламъ, если бы они указали въ нихъ по¬
грѣшности. Кому же теперь вѣрить—собору ли, запретившему
даже и ангеламъ исправлять послѣ него книги, или послѣдующимъ ») См. № 2, стр. 117; 36 3, стр. 228; Л» 4, стр. 389. 2) Дѣян, его, а. 5 об. я 7. 3) Л. 15 об. я 16. 4) „Разборъ цоказаній" Б. Антонова, стр. 235.