История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава III. Исход из Египта. Моисей
97
идет о заре истории еврейского народа . Как отмечает И. Ш. Шифман, «едва ли такое
важнейшее событие, как дарование Учения, могло быть связано с вымыслом, фикцией, а
не с событиями, память о которых прочно сохранялась в народном сознании»100. В связи
с библейским повествованием об Исходе из Египта И. Ш. Шифман замечает также, что
«историческая фольклорная традиция, как правило, отражает факты, имевшие место в
действительности, хотя в разработку сюжета вводятся многообразные сказочные и
фантастические подробности. Так, в основе сюжета Илиады лежат предания о реально
происходившей осаде Трои ахейцами; в основе германского эпоса о Нибелунгах —
традиция о борьбе германских племен с гуннами; в основе русского былинного эпоса лежат
воспоминания о Киевской Руси и княжении Владимира Святославича»101.
От Раамсеса (Рамесеса) до Синая
I
И отправились сыны Израиля из Рамесеса в Суккот, около шестисот тысяч пеших
мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и
крупный скот, стадо весьма большое (Исх. 12:37-38).
И было: когда фараон отпустил народ, Бог не повел (его) по дороге земли фили-
стимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев
войну, и не возвратился в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною (к)
Тростниковому морю. И вышли сыны Израиля вооруженные из земли египетской. И взял Моисей с
собою кости Иосифа; ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израиля, сказав: непременно
102
посетит вас Бог, и вы с собою вынесете кости мои отсюда (Исх. 13:17-19).
А Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в
столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью (Исх. 13:21).
Израильтяне миновали Суккот, Этам, Пи-Гахирот, Мигдол и разбили стан перед
Ба'ал-Цафоном, близ Тростникового моря (Исх. 13:20-14:2).
В 14-й главе книги Исхода сообщается, что фараону было «возвещено, что народ
бежал».
И обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: «Что
это мы сделали? Зачем отпустили израильтян, чтобы они не работали нам?» (ст. 5).
Вдогонку евреям посылается колесничное войско.
9 Замечание С. А. Левинштама.
100 Учение. Пятикнижие Моисеево. С. 36.
101 Там же.
102 См. Быт. 50:25. Согласно И. Нав. 24:32, кости Иосифа были погребены в Шехеме (Сихеме).