История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
П. Девтерономический кодекс: Второзаконие, гл. 12-26
(краткое содержание)
1. ДВА ПЕРВЫХ ПРОЩАЛЬНЫХ ОБРАЩЕНИЯ МОИСЕЯ К ИЗРАИЛЮ
Как отмечалось выше1, композиционно книга Второзакония напоминает договор
между сюзереном и вассалом (по сути — клятва верности), структура которого лучше
соотносится с трехчастной структурой (предыстория взаимоотношений
договаривающихся сторон; условия договора; угрозы нарушителю договора и благословения его
соблюдающему) соответствующих хеттских и аккадских документов XV-XIII вв. до
н. э., чем с арамейскими и ассирийскими договорами VIII—VII вв. до н. э., в которых
обычно отсутствовала первая часть. В начальных главах Второзакония (1-11)
содержится обзор речений ГОСПОДА, обязательства Израиля по отношению к ГОСПОДУ и
исторический обзор странствований евреев от горы Хорев до Моава; главы 12-26 представляют
собой собственно законодательную часть; в текстах же 27:15-26 и 28:15-68 содержатся
проклятия, а в 28:1-14 — благословения Господни.
В основе содержания книги Второзакония лежат три прощальных обращения
Моисея к израильтянам, когда они находились на равнинах Моава2. После краткого
введения {Втор. 1:1-5), содержащего указания на место, где Моисей обращался к евреям, и на
время этих обращений3, следует первое обращение Моисея к Израилю. Его основное
содержание посвящено постановлениям и деяниям Бога и обзору странствований евреев
от Хорева до земли Моава (1:6-4:40). Это обращение может быть подразделено на две
части: исторический обзор речений ГОСПОДА и основные вехи в продвижении
израильтян от Хорева к равнинам Моава (1:6-3:29) и обязательства Израиля по отношению к
ГОСПОДУ (4:1-40). Моисей часто воспроизводит собственные слова ГОСПОДА.
Законодатель отмечает следующие основные вехи в истории странствований израильтян, длив-
1 Ч. I, гл. IV, III, 3, II.
2 Ср. следующий фрагмент из диспута мудрецов конца I — первой трети II в. н. э. {Вавилонский Талмуд,
трактат Зевахим, 115Ь): «Рабби Ишмаэл говорит: об установлениях всеобщего характера говорилось на Синае,
а об установлениях особого характера в Скинии собрания. Рабби Акива говорит: как об установлениях
всеобщего характера, так и об установлениях особого характера (первоначально) говорилось на Синае. Они были
повторены в Скинии собрания и сообщены в третий раз на равнинах Моава». Точка зрения рабби Акивы стала
преобладающей в еврейской традиции.
3 См.: ч. I, гл. IV, примеч. 93. Возможно, однако, что здесь указывается место и время только первого
обращения Моисея к израильтянам. Ср. Втор. 4:44-49 и 28:69 [29:1] (см. ниже).