История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава IV
ГЛОБАЛЬНЫЙ КАТАКЛИЗМ КАК НАКАЗАНИЕ
ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЛО.
БИБЛЕЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАЯЗЫКЕ
1. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
I
События, связанные со Всемирным Потопом (*7Ч2ЯП, хам-маббул), описываются в
гл. 6-9 книги Бытия1. Здесь содержатся две версии рассказа о Потопе: Яхвиста2 и
Священнического кодекса3. Согласно обеим версиям, Бог решает уничтожить все живое из-
за его порочности в водах Потопа. (NB: праафразийское *maw-, *may- [евр. только мн. ч.
D^D] — «вода», вероятно, коррелирует с *mawt- [евр. ГЛ7Э] — «смерть»4.) Из людей лишь
праведник Ной (сын Лемеха-шетида) «нашел милость в очах ГОСПОДА», благодаря чему
он сам, три его сына— Шем, Хам и Йафет, а также их жены были спасены. По
повелению Бога Ной и его сыновья построили специальный ковчег5. Согласно Быт. 6:18, перед
тем как Ной должен был войти в этот ковчег, Бог заключает с ним «завет» (ГТИЭ;
«союз») — первый завет Бога с человеком в истории. По версии Священнического кодекса,
Бог повелевает Ною ввести в ковчег всякой твари по паре — мужскую и женскую особь
всех животных без различия на чистых и нечистых, т. е. тех, которые можно
употреблять в пищу, и тех, которых есть нельзя6 (Быт. 6:19-22; см. также 7:8-9). В версии
Яхвиста, ГОСПОДЬ повелевает Ною взять семь пар чистых животных и две пары нечистых
1 О Потопе и Ное упоминается также в Пс. 29[28]:10 (ср. 104[103]:6-9), Ис. 54:9, Иез. 14:14, 20. См.
далее, например, Сир. 44:17, Прем. 10:4.
2 6:5-8; 7:1-2, ЗЬ, 4-5, 7*, 10-12, 16b, 17b, 22, 23aab; 8:2b, За, 6, 8-12, 13Ь, 20-22; 9:18-27 (по:
Campbell А. F., O'Brien М. A. Sources of the Pentateuch: Texts, Introductions, Annotations. Minneapolis, 1992. P. 261 и
др.). О. Айссфельдт относит пассаж 9:21-27 к Светскому источнику (Einleitung in das Alte Testament. S. 258).
3 6:9-22; 7:6, 11, 13-16a, 18-21, 24; 8:1, 2a, 3b-5, 7, 13a, 14-19; 9:1-17, 28-29 (no: Campbell, O'Brien.
Sources of the Pentateuch. P. 260 и др.).
4 Дьяконов И. М. Введение // Мифология древнего мира / Пер. с англ. М., 1977. С. 13.
5 Согласно Быт. 6:15, длина Ноева ковчега была триста локтей, ширина— пятьдесят локтей, высота —
тридцать локтей, т. е. соответственно ок. 135X22X13,5 метров; эти размеры предполагают судно
водоизмещением приблизительно в 43 000 тонн (см.: Speiser. Genesis. P. 52).
6 По поводу чистых и нечистых животных см. Лев., гл. 11 и Втор., гл. 14. (См. также ниже:
Приложение II. Девтерономический кодекс, 2, II.)