История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
92 Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
Десять казней египетских
(экскурс)
Десять казней, обрушившихся на Египет, явили как израильтянам (ср. Исх. 6:7), так
и египтянам и их фараону (ср. Исх. 7:5 и др.), Кто есть ГОСПОДЬ; так что египтяне
поняли необходимость осуществления паломничества в пустыню и совершения служения
Ему. Первые девять казней могут быть соотнесены с особенностями природных
явлений, иногда имеющих место в Египте78. Так, превращение воды, прежде всего нильской,
в кровь79 и гибель рыбы (первая казнь) могут быть соотнесены со следующим явлением.
Случается, что в результате интенсивных дождей происходит чрезвычайно высокий
разлив Нила, водами которого смываются огромные количества характерной ярко-красной
почвы Абиссинско-Эфиопского плато, смешивающейся с микроорганизмами
красноватого цвета, называемыми флагеллатами; при этом воды реки, естественно, сильно
загрязняются и приобретают кроваво-красный цвет. В этих условиях гибнет большое
количество рыбы, процесс разложения которой заставляет лягушек (жаб) покидать берега
реки (ср. вторую казнь80); однако лягушки оказываются инфицированными
болезнетворными бациллами антракса, которые впоследствии вызывают их внезапную смерть
(ср. Исх. 8:9[13]). «Мошки» и «песьи мухи», кусающие египтян (третья и четвертая
казни), могут быть соотнесены с москитами и мухами Stomoxys calcitrans, интенсивно
размножающимися в условиях, созданных стоячими водами нильского разлива. Моровая
язва, поразившая скот (пятая казнь), — это, возможно, антракс, спровоцированный
разложением зараженных мертвых лягушек. Воспаления с нарывами на людях и скоте
(шестая казнь) — это, вероятно, кожный антракс, вызванный главным образом укусами
мух (четвертая казнь). Град и буря с молниями и громами, уничтожившие лен и ячмень,
но не побившие пшеницу и полбу (седьмая казнь), случаются в Египте зимой и ранней
весной. Появлению и нашествию на Египет огромного количества саранчи (Исх. 10:6),
пожравшей уцелевшие от града и бури растения (восьмая казнь), вполне могли способ-
78 См., например: Hon G. The Plagues of Egypt // ZAW 69 (1957). P. 84-103; 70 (1958). P. 48-59; Beeg-
le D. M. Moses, the Servant of Yahweh. Grand Rapids, 1972. P. 96-118; LaSor et al. Old Testament Survey. P. 137-
140.
79 В древнеегипетском произведении «Поучения Ипувера» среди предсказаний о серии национальных
бедствий есть и такие слова: «Река (т. е. Нил. — И. Т.) превратится в кровь. Если кто-нибудь попытается
попить из ее, он откажется от нее и возжаждет воды». В связи с первой казнью П. Монтэ (L'Egypte et la Bible.
Neuchatel, 1959. P. 94 ff.) и И. С. Кацнельсон (Папирус Весткар и библейское сказание о Моисее // ПС 13(76),
1965. Р. 45) обращают внимание на древнеегипетское Второе сказание о царевиче Сатни-Хемуасе (сыне
Рамсеса II), дошедшее в списке конца I в. до н. э., но возникшее в своей основе, вероятно, значительно раньше. В
данном сказании сын негритянки, эфиопский чародей Гор, предрекает своей матери: «Если меня победят, вода,
которую ты будешь пить, сделается красной, как кровь, и пища, которую ты будешь есть, сделается красной,
как кровь, и небо над твоей головой станет красным, как кровь» (VI, 3-4).
80 Египетская богиня Хект с головой лягушки (супруга бога Хнума, вылепившего первых людей на
гончарном круге) являлась покровительницей деторождения и помогала роженицам. Нашествие лягушек могло
рассматриваться египтянами как месть богини за приказ фараона умерщвлять всех еврейских младенцев
мужского пола (см. Исх. 1:22; ср. также ст. 16).