История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VI Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон
193
интерпретациям «минималистов» слова dwd в стеле из Телль Дана (см. примеч. 78).
Заметим, что эти истолкования фактически девальвируются в случае, если -h в слове dwdh
рассматривать как местоименный суффикс.
* * *
Давид мирно почил приблизительно в 969 г. до н. э., окруженный ореолом
помазанника Бога — идеального царя и национального героя. Он положил начало династии
Дома Давидова, правившей в объединенном Израиле (Соломон) и Иудее около четырехсот
лет, вплоть до разрушения Первого Храма вавилонянами (586 г. до н. э.). Давиду должен
был наследовать старший из его здравствовавших сыновей, Адонийаху, которого
поддерживали главнокомандующий Иоав и священник Эвйатар. Однако Бат-Шеве' (Вирса-
вии), матери Соломона, при поддержке пророка Натана, священника Цадока и
полководца Бенайи удалось уговорить Давида незадолго до его смерти признать именно
Соломона царем Израиля.
III. Соломон
(ок. 970/969-931 гг. до н. э.)
1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦАРСТВА СОЛОМОНА
О царе Соломоне (Шеломо) повествуется в текстах / Цар. 1-11 и 2 Хр. 1-9. Среди
источников этих библейских текстов были официальные архивные документы, записи
очевидцев, пророчества и т. д., в частности, вероятно, не дошедшая до нас Книга деяний
Соломона (I Цар. 11:41), Записи Натана пророка, Пророчество Лхийи из Шило*9,
Видения прозорливца Йеддо/и (LXX: Иоэл) о Иароваме, сыне Невата {2 Хр. 9:29)90. В Библии
неоднократно отмечается большая мудрость Соломона; согласно 1 Цар. 5:12, он изрек
три тысячи притч и сочинил тысячу пять песен. Авторству Соломона традиционно
приписываются в Священном Писании два Псалма — 72 [71] и 127 [126], Притчи,
Екклесиаст и Песнь песней. В частности, собрание притч, помещенных в книге Притч, гл. 25-
29, предвосхищает следующее замечание: «И вот притчи Соломона, которые собрали
мужи Хизкийи, царя Иудеи» (25:1), правившего 729[715]-686 п\ до н. э. Полагают, что,
Stele from Tel Dan. P. 27 ff; ср. далее: Andersen F. I. Moabite Syntax // Or 35 (1966). P. 90, особ. п. 2; Donner,
Rollig. Kanaanaische und Aramaische Inschriften, II. S. 175; Lipinski E. Etymological and Exegetical Notes on the
Mesa Inscription // Or 40 (1971). P. 325-40, особ. 332-334; Jackson K. P. The Language of the Mesha Inscription //
A. Dearman (ed.). Studies in the Mesha Inscription and Moab. Atlanta, 1989. P. 112 f; Ahlstrom. Royal
Administration and National Religion in Ancient Palestine. P. 14, особ. п. 27; Idem. History of Ancient Palestine. P. 580.
89 Cp. 1 Цар. 11:29-39.
90 Ср. 2 Хр. 12:15.