История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
III. Возникновение алфавитного письма. Древнейшие библейские рукописи 359
это около 25 наскальных надписей кратких и сильно поврежденных, которые
обнаружили на юге Синайского полуострова в 1905 г. Еще около 10 аналогичных надписей было
найдено позднее на Синайском полуострове и в Палестине. Синайские надписи
локализуются на предполагаемом пути движения евреев по Синайскому полуострову (в районе
бирюзовых копий в Серабит эль-Хадеме). Ряд исследователей, начиная с А. X. Гарди-
нера, рассматривали протосинайское письмо как самый первый алфавит мира,
созданный еще в эпоху Среднего царства, возможно, в XIX в. до н. э., на основе египетских
иероглифов по акрофоническому принципу и являющийся предком финикийского (па-
леоеврейского) алфавита. Надписи предлагали датировать также XVII, XVI или XV вв.
до н. э. А. Г. Лундин определяет протосинайское письмо как «краткий консонантный
алфавит (22-24 буквы), возникший в южной Палестине в ХШ-ХП вв. до н. э. на базе
северосемитского алфавита (предка финикийского) под египетским культурным
влиянием путем внешней стилизации под египетские иероглифы с приданием им рисуночного
вида. Протосинайское письмо было распространено, по-видимому, в XIII-XI вв. до н. э.
в Палестине и, вероятно, в Финикии и Сирии»2. Язык протосинайских надписей — за-
падносемитский. В именах встречается единственный теофорный компонент— ба'ал3.
Особым почитанием у авторов надписей, вероятно, пользовалась богиня Ба'алат (букв,
«госпожа»), тождественная, как показал А. Г. Лундин, супруге Ба'ала 'Анат4.
Две краткие надписи из Лахиша и Тель Нагилы и, возможно, еще одна, более
пространная, из Шехема на небольшой каменной плакетке, предположительно относятся к
концу среднебронзового века, т. е. могут датироваться XVI в. до н. э. Большая же часть
протоханаанейских надписей, вероятно, относится к XIII в. до н. э. Несколько
расшифрованных пассажей являются посвятительными формулами, использовавшимися в
культовой практике. Именно таковой является и самая длинная из обнаруженных до
настоящего времени протоханаанейских надписей, сделанная на тулове расписного сосуда,
обнаруженного в храме на месте городского рва в Лахише. Это посвящение богине,
которой, вероятно, поклонялись в этом храме.
Существует предположение, что ханаанское письмо второй половины
II тысячелетия до н. э. является упрощенной, сокращенной формой слогового
«линейного» письма, условно называемого протобиблским5. Появившееся во II тысячелетии до
н. э. в финикийском городе Библ (Гевал), это письмо содержало около ста знаков,
каждый из которых, вероятно, передавал слог из согласного и одного из трех древнесемит-
ских гласных (a, i или и); согласный с нулем гласного передавался так же, как согласный
2 Протосинайское письмо // ЛЭК. С. 403. А. Г. Лундин исходит из родства протосинайского письма с
консонантными алфавитами II тысячелетия до н. э. (угаритским, южносемитским, финикийским), но отвергает
его зависимость от египетского иероглифического письма. Расшифровке протосинайской письменности
посвящена его монография «Дешифровка протосинайского письма» (Отв. ред. И. Ш. Шифман. М, 1991).
3 Лундин. Дешифровка протосинайского письма. С. 82, 93. Как замечает автор, этот теофорный элемент
имен, широко распространенный в Палестине и Сирии, совершенно не встречается в Аравии.
4 Там же. С. 82-84.
5 См., например: Дьяконов И. М. 1) Финикийское письмо // История Древнего Востока. Ч. 2. С. 265-268;
2) Сирия, Финикия и Палестина в III—II тысячелетиях до н. э. // История древнего мира. Т. 1. С. 256 и ел.