История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава V
БИБЛЕЙСКИЕ И ХАНААНЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О БЕССМЕРТИИ ДУШИ, ПОТУСТОРОННЕМ МИРЕ
И ЗАГРОБНОМ ВОЗДАЯНИИ
1. БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ШЕОЛЕ.
ИДЕЯ ЗАГРОБНОГО ВОЗДАЯНИЯ В КНИГАХ ПОСЛЕДНИХ ПРОРОКОВ И ПИСАНИЯХ
I
В Еврейской Библии часто упоминается Шеол (Vo)Ntt?) — потусторонний мир,
находящийся, по представлениям древних евреев, под землей, морями и Океаном или же
на оборотной стороне земли1, куда нисходят души почивших. Шеол «параллелен»
земному миру, являет собой своего рода «противоземие»2. В этой связи показателен текст
Иезекиила 31:16:
...и утешились на нижней земле (ГРИПП "рЮ; т. е. в Шеоле. — И. Т.)3 все деревья
'Эдена, избранные и наилучшие ливанские, все, пьющие воду... (см. также ст. 18; ср.
32:24).
В контексте гл. 31 книги Иезекиила в приведенном пассаже можно усмотреть
отголосок представлений о том, что в Шеоле находится своего рода «параллельный 'Эден»
(«Анти'эден»?). Знаменательны также следующие слова из книги Иова (26:6-7):
1 Ср. древнеегипетское «Славословие ночному Солнцу», т. е. Солнцу, зашедшему за небосклон и
светящему в ночное время «в земле святой», т. е. в мире почивших, которые пробуждаются в это время. (Текст из
гробницы Саха в Нэ (Фивы), относящийся к раннему периоду правления Аменхотепа IV. Рус. пер.: Перепел-
кин Ю. Я. Кэйе и Семнех-ке-Рэю К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М, 1979. С. 290 и ел.
[= История древнего востока. Ч. II. Приложение. С. 579 и ел.].)
Ср. также угаритский текст KTU 1.6:vi.45-49 («Поэма о борьбе Силача Ба'лу и Муту»), согласно
которому богиня солнца Шапшу правит над сообществом духов почивших (rp'im, 'ilnym, 'ilm, mtm) в потустороннем
мире. В связи с данным пассажем И. Ш. Шифман упоминает жертвенник из Трастевере: изображенное на нем
божество Солнца после заката трансформируется в бога-владыку обители мертвых. (О Ба'лу. С. 242).
2 О возможном употреблении слова }HN («земля»; «страна») для обозначения потустороннего
(подземного) мира см.: Tsumura D. Т. A 'Hyponymous' Word Pair: *rs and thm(t) in Hebrew and Ugaritic // Bibl 69 (1988). P.
,260; Toorn. Family Religion in Babylonia, Syria and Israel. P. 210. Ср., например: 77с. 16[15]:3: «...святые
(D'WHp), которые рХЭ (т. е. «в потустороннем мире» (?); букв, «на (в) земле», «в стране». — И. Г.)...».
Допускают аналогичное употребление слова 'ars, «земля», в ряде угаритских текстов.
3 Ср. Втор. 32:22.