История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
//. Девтерономический кодекс
347
24 содержится предписание выливать кровь любого животного на землю, «подобно
воде» (ср., однако, Лев. 17:11, 13-14).
В главе 13 содержится установление предавать смерти любого, кто будет
подстрекать к идолопоклонству. Предавать заклятью (херему) следует также и целый город,
населенный израильтянами, жители которого впали в служение «иным богам». (В 13:16
использован глагол 0"ИПП, подразумевающий «посвятительное приношение Господу по
обету», предполагавшее уничтожение всего заклятого: людей, скота, предметов.) Такой
город не должен был восстанавливаться (оставался «вечным тёлем»; 13:17).
Четырнадцатая глава Второзакония открывается предписанием не делать нарезов
на теле и не выстригать волос над глазами по умершем (Втор. 14:1; см. также Лев.
19:27—2810). Как замечает И. Ш. Шифман, этот «запрет точно соответствует обрядности
плача по умершему, которая известна по эпиграфическим материалам, а также
описаниям в угаритских поэтических повествованиях (поэма о борьбе Силача Балу с богом
смерти Муту)»11.
л
II
В этой же главе содержатся девтерономические установления, касающиеся
дозволенной и недозволенной пищи, в целом совпадающие с предписаниями книги Левита,
гл. 11. Дабы быть святым народом, избранным Святым ГОСПОДОМ, Израилю следует
отделиться и предохраниться от всякого рода нечистоты (ПХОО), в том числе, от
употребления в пищу нечистых животных. В Лев. 11 и Втор. 14 выявляется разница между
чистыми и нечистыми животными, рыбами, птицами и пресмыкающимися12. (О
разделении животных на чистых и нечистых (ПТ1ГЮП ПЙГОП И ПТ1ГЮ NV ЧШ ПЕГОП)
говорится в гл. 7, ст. 2 книги Бытия (источник Яхвист) в связи с Потопом и Ноевым
ковчегом.) Эти установления, наряду с положениями, зафиксированными в Исх. 23:31, 34:25-
26, Лев. 17:10-15, 19:26, Втор. 16:16, 12:23-25, 14:3-21, 15:23, 23:1, легли в основу иу-
даистских правил, связанных с пищевыми дозволениями и запретами. Так, из
млекопитающих можно употреблять в пищу тех, у кого раздвоены копыта, на копытах глубокий
разрез, и которые жуют жвачку (т. е. жвачных парнокопытных, как диких, так и
домашних)13. На этом основании недозволенными к употреблению в пищу являются, к
примеру, верблюжатина, свинина14, зайчатина.
10 Ср. Ис. 15:2; Иез. 27:31; ср. также Mux. \:\6;Иер. 16:6.
11 Учение. Пятикнижие Моисеево. С. 325.
12 Согласно Тациту (Истории, V, 5), иудейские законы о чистой и нечистой пище способствовали
отделению евреев от других народов. (Ср. Сатиру XIV, 96 Ювенала [по поводу невкушения евреями свинины].)
13 Поскольку ритуально нечисто все, получаемое от нечистого, традицией запрещено употреблять в
пищу и молоко нечистых млекопитающих.
14 Согласно книге Исайи 65:4 и 66:17, вкушение свинины являлось составной частью языческих
идолопоклоннических ритуалов. По Страбону (География, IX, 348) и Овидию (Метаморфозы, XV, 111), многие
языческие народы жертвовали свиней своим особым божествам. (Согласно сообщениям ряда античных авторов
(включая Геродота), древние египтяне рассматривали свиней и свинину как скверну.)