История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
44 Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
i
тация с самаритянами 130 и другими окрестными народами. В этот период было особо
актуально подчеркнуть именно роль Моисея — консолидатора израильтян как единого
народа — в создании общенациональной религии Яхвизма, нежели роль Авраама —
«отца множества народов» (Быт. 17:5-6).
Значение и произношение Тетраграмматона
(экскурс)
Имя Бога ГЛГР YHWH — Тетраграмматон — засвидетельствовано в Еврейской
Библии более 6000 раз. До падения Иерусалима и разрушения Первого Храма в 587/586 гг.
до н. э. произношение Тетраграмматона, вероятно, в отдельных случаях допускалось.
Сама формулировка третьей заповеди (Исх. 20:7, Втор. 5:11) не предполагает запрета на
это во всех случаях^но только «всуе»: «Не произноси (iWT\ N7; букв, «не поднимай», «не
возноси». — И. Т.) Имени ГОСПОДА (П1П*'), Бога твоего, напрасно (KWV; всуе. — И. Т.)».
Возможно, этот пассаж следует интерпретировать как: «Не клянись ложноТТменем
ГОСПОДА, Бога твоего»131. (Не исключена также возможность того, что предписание
третьей заповеди связано с установкой не допустить в израильском обществе попыток
использования Тетраграмматона в магических целях.) То, что Тетраграмматон jvior в
древности в отдельных случаях произносится., предполагает, как кажется, и тот факт, что
в Библии и в дошедших до нас экстрабиблейских письменных источниках эпохи
Первого Храма Имя ГОСПОДА присутствует в полном написании в клятвенных формулах,
благословениях, обращениях и т. д. В то же время в именах собственных
(произносившихся, естественно, крайне часто) мы встречаемся только с сокращенными формами
Тетраграмматона (Йоханан, Йехошафат, Йешайаху и др.). (Пророк Иезекиил ок. 572 г. до н. э.
предлагает назвать отстроенный после вавилонского плена Иерусалим HUW ГЛГР, т. е.
«ГОСПОДЬ там»; 48:35.)
Однако в послепленную эпоху, по крайней мере, с III века до н. э., в силу
ограничительной интерпретации третьей заповеди, связанной, прежде всего, с благоговением
перед сакральностью Имени ГОСПОДА 132 (а также, вероятно, с усилением
универсалистских и прозелитических тенденций, желанием подчеркнуть для иноверцев, что Бог Из-
130 Ср., например, Неем. 13:28. После падения Северного, Израильского, царства и его столицы, Самарии,
в 722 г. до н. э. часть израильтян была насильственно расселена по территории Ассирийской империи, а на
землях бывшего Северного царства были поселены «люди из Вавилона, и из Куты, и из 'Аввы, и из Хамата, и
из Сефарваима» [2 Цар. 17:24, см. также ст. 25-41; ср.: Иосиф Флавий, Иудейские древности, X, 184). С
течением времени эти народы частично смешались с остатком израильтян, и образовалась новая народность и
религиозная община — самаритяне.
131 Ср. Лев. 19:12, 24:11, 16. (Согласно Мишне, Санхедрин, VII, 8 и Вавилонскому Талмуду, Санхедрин,
60а, за святотатство приговаривали к смерти только в том случае, если богохульник произносил и клял Имя
Бога ГПГР .)
Ср. также: Филон Александрийский, О жизни Моисея, III, 519, 529.
132 Называя истинное Имя Бога, человек, по-видимому, как бы призывает Его (на землю нисходит Его
Присутствие). (Ср., например, Быт. 4:26; Числ. 10:35-36.)