История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
164
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
священника. — И. Т.), который помазан священным елеем»; «а по смерти великого
священника должен был возвратиться убийца в землю владения своего» (Числ. 35:12, 25,
28; см. также Исх. 21:13, Втор. 4:41-43, 19:1-13, И. Нав. 20:2)73.
3. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕИЗРАИЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ СУДЕЙ.
КУЛЬТОВЫЕ ЦЕНТРЫ ИЗРАИЛЬТЯН В ДОМОНАРХИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
I
Эпоха Судей — прибпизительно соответствующая хронологически
археологическому периоду первой фазы железного века (ок. 1200-ок. 1000 гг. до н. э.) — названа так по
характерному для общества того времени образу правления. Судьей (шофет) называли
вождя одного из колен или большого рода, который выступал в качестве лидера в
сражении с внешним врагом, угрожавшим колену или группе родственных ему колен74.
Одержав победу на поле брани, полководец становился племенным или областным
вождем, судил Израиль. По отношению к судьям употреблялись также титулы «вождь» (ка-
цин) и «глава» (рот). Согласно книге Судей, судья 'Отниэл, младший брат Калева75 из
колена Йехуды76, спас Израиль от руки Кушан-Ришатаима (возможно, сознательно
искаженное имя врага), царя Арам-Нахараима, области в Верхней Месопотамии, у
большой излучины Евфрата (Суд. 3:8-11; а в Суд. 3:10 он назван «царем Арама», области в
Южной Сирии(?)). Эхуд из колена Бинйамина боролся с моавитянами (Суд. 3:12-30).
Шамгар убил шестьсот филистимлян (Суд. 3:31, ср. 5:6). Пророчица и судья Девора,
«жившая под Пальмой Деворы, между Рамой и Бет-Элем, на горе Эфраима» (эфраимит-
ско-бинйаминитский регион), побудила Барака из колена Нафтали выступить во главе
группы израильских племен в войне с союзом ханаанских царей Галилеи и Изреэльской
долины во главе с Хацором (Суд. гл. 4-5). Гид'он из колена Менашше отражал
нашествия на Ханаан кочевников-мидйанитян (Суд. гл. 6-8); «и покоилась земля сорок лет во
дни Гид'она». Тола' из колена Иссахара был судьей Израиля двадцать три года (Суд.
10:1-2). Йаир из Гил'ада судил Израиль двадцать два года (Суд. 10:3-5). Иеффай (Иф-
тах) Гил'адский разгромил аммонитян; он судил Израиль шесть лет (Суд. 10:6-12:7).
73 О восстании левита Кораха против Моисея и Аарона и о подтверждении прав Аарона в качестве главы
потомков Леви {Числ., гл. 16-17) см. выше, гл. IV, II, 2.
74 Карфагеняне называли своих должностных лиц (соответствовавших римским консулам) шуфетами
{лат. sufetes), т. е. «судьями».
75 См. примеч. 58 в гл. IV, ч. I.
76 'Отниэл назван также потомком Кеназа {Суд. 3:9-11; см. также И. Нав. 15:17-19). В Числ. 13:6 Калев
выступает как соглядатай, посылаемый в Землю Обетованную от колена Йехуды. В Числ. же 32:12 и И. Нав.
14:6, 14 Калев назван кениззитом. Согласно Быт. 36:9-11, Кеназ был потомком 'Эсава, брата Йакова-Израиля;
в Быт. 15:19 кениззиты перечисляются среди народов, населявших Землю Обетованную в доизраильские
времена. Возможно, род кениззитов был на определенном этапе инкорпорирован в колено Йехуды.