История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава III
БИБЛЕЙСКИЙ АНТРОПОГЕНЕЗ.
ДОБРОЕ И ЗЛОЕ НАЧАЛА В МИРЕ
1. АНТРОПОГЕНЕЗ В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ КОДЕКСЕ
Согласно концепции Священнического кодекса, способ творения Человека (ПЛК(П),
(ха-) 'адам), по-видимому, принципиально отличался от того, как были сотворены все
другие сущности; во всяком случае, он был сотворен не словом Божьим (см. Быт. 1:26—
27). Бог сотворил Человека «по образу Своему» (1&V2D; термин «образ» относится к
Богу; см. также Быт. 1:26-27, 9:6), «как подобие» Его (ГЛТЭЧЭ; термин «подобие»
относится к Человеку; см. также Быт. 1:26)'. Согласно версии Священнического источника,
особь мужского пола (ЧЭТ; т. е. мужчина) и особь женского пола (ПЗрЭ; т. е. женщина)
были сотворены одновременно; при этом и мужчина, и женщина подпадают здесь под
одну категорию— «человек» (D4N). Эта идея выражена и в тексте Быт. 5:1-2, также
относящемуся к Священническому источнику. Стихи Быт. 1:26-27, кроме прочего,
свидетельствуют о том, что Библия имеет в виду именно внутреннее, духовное «подобие»
человека (как мужчины, так и женщины) Богу, Божественному «образу», но никак не
внешнее2. Во Втор. 4:15 имплицитно выражена идея того, что ГОСПОДЬ не имеет
никакого зримого «образа» (ПУ1ЕП; «формы», «выражения»). С самого начала ЛУ\-мужчина (в
физиологическом отношении) и 7Пр1-женщина (в физиологическом отношении)
осознают свои половые различия и соответствующие функции и способны к размножению
(ср. Быт. 1:28 : «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь...»).
Земля и животные отдаются во владение людей {Быт. 1:2). Первоначально допускалось,
что люди и животные могут вести вегетарианский образ жизни (Быт. 1:29—30)3.
2. АНТРОПОГЕНЕЗ В ВЕРСИИ ЯХВИСТА
I
Яхвистская версия Творения, представленная в Быт. 2:4Ь-3:244, существенно
отличается от рассмотренной выше концепции Священнического кодекса. Прежде всего,
1 Ср., однако, Быт. 5:1: «по подобию Божию создал его».
2 Ср. Иов 33:4, 6; 32:8, 34:14-15 и Быт. 2:7.
3 Ср., однако, слова Бога, обращенные к Ною и его сыновьям после Потопа (Быт. 9:3; Священнический
кодекс): «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; в ваши руки отданы они».
4 По классификации О. Айссфельдта: Светский источник — Яхвист.