История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
288 Часть П. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения
Платон (427-347), рассматривая в Горгие (526Ь-е), Федоне (107с—114с), Федре
(245c-249d) и Государстве (X, 614а-621Ь) проблемы, связанные с пребыванием душ
почивших в потустороннем мире, высказывает идеи, сопоставимые с соответствующими
библейскими представлениями: греческий философ полагает, например, что нечестивцы
оказываются по смерти в Тартаре (Аиде), а праведники и философы— на небе (или
Островах блаженных83). Причем в Государстве Платон основывается на рассказе
некоего Эра из Памфилии (юг Малой Азии) о посещении его душой потустороннего мира, о
суде над почившими и о местопребывании душ праведников и нечестивцев. (Ср.:
Плутарх, Застольные беседы, IX, 740 ВС.) Лексикон Суды определяет имя Эра как
«собственное еврейское имя»: в Быт. 38:3, 6-7, 46:12, Числ. 26:19, I Хр. 2:3 упоминается 'Эр
(41?) — бездетный первенец Йехуды, сына Иакова (еще один 'Эр упоминается в 1 Хр.
4:21); в Лк. 3:28 имя Эр ("Нр) присутствует в генеалогии Иисуса.
3. БИБЛЕЙСКИЙ МОНОТЕИЗМ И ПОЛЕМИКА С КУЛЬТОМ ПРЕДКОВ.
БИБЛЕЙСКИЕ И ХАНААНЕЙСКО-АМОРЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ В ПОТУСТОРОННЕМ МИРЕ
/. Библейский запрет на поклонение духам предков
Культ духов предков, контакты с перешедшими в потусторонний мир (наряду с
различными формами идолослужения, поклонением силам природы, магией и т. п.)
неприемлемы в рамках строгого монотеизма Пятикнижия, Еврейской Библии в целом. Почти
полное отсутствие в Библии эксплицитных описаний или даже отдельных высказываний
относительно судеб духов почивших в трансцендентном мире, вероятно, как раз и
объясняется борьбой с глубоко укоренившимся в обществе культом предков. С другой
стороны, материалы, собранные в данной главе, показывают, что Тора, как и Библия в
целом, ни в коей мере не отрицают само существование потустороннего мира, в котором
пребывают души предков, не отрицают бессмертия человеческого духа.
83 В связи с эллинской концепцией Островов блаженных см., например: Гомер, Одиссея, IV, 560-569; Ге-
сиод, Труды и дни, 159-174; Геродот, История, III, 26; см. также: Вергший, Эклога IV, 18-25, 39-40; Иосиф
Флавий, Иудейская война, II, 155-156; ср.: Лукиан, Правдивая история, 2, 6-13. Орфический поэт Пиндар во
II Олимпийской оде (Ферону Акрагантскому, 476 г.), 54-88 пишет о том, что достойные мужи обретают
беструдную жизнь на Островах блаженных, а презренные души постигаются карами под землей. Те, кто трижды
пребыв на земле и под землей, сохранили душу свою чистой от всякой скверны, становятся святыми героями
(фр. 133) и поселяются на Островах блаженных (см. также фр. 129-133). Тема Островов блаженных и
метемпсихоза, вероятно, является отголоском получившего широкое распространение в греческих городах Италии
пифагорейства, в целом скорее чуждого Пиндару. (Ср. Труды и дни, 137-142, где Гесиод говорит о
«подземных» смертных серебряного века. Что касается людей золотого века, живших и почивших еще в эпоху Крона,
то впоследствии они были превращены Зевсом в благодетельных демонов, которые обитают на земле,
одевшись тьмою туманной (там же, 121-126). В зафиксированных в XI песни Одиссеи представлениях о душе
можно выделить несколько религиозно-теологических и историко-культурных напластований, относящихся,
вероятно, к различным периодам.)