История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
318
Вместо заключения
ных установлений, обучит им остальных людей и, таким образом, будет способствовать
спасению всего рода человеческого.
Некоторые исследователи полагают, что девт ерон омический историк осуществлял
окончательное редактирование Пятикнижия. Допускают также, что документ Яхвист-
Элохист (YE) создавался представителем девторономической школы с учетом девтеро-
номической истории (X. X. Шмид, М. Розе, Дж. Ван Сетерс и др.). Таким образом,
предполагается, что материалы Яхвиста-Элохиста следует датировать периодом
вавилонского плена или даже послепленным периодом.
По мнению Дж. Ван Сетерса, документ YE (= повествовательные части книг
Бытия, Исхода, Левита и Числ), — который он обозначает единым термином Яхвист, —
создавался как пролог к девтерономической истории Израиля; благодаря этому
национальная история Израиля оказывается важнейшей частью всемирно-исторического
процесса. В рамках данной гипотезы оказывается, что в распоряжении священнического
компилятора, составлявшего Пятикнижие, был комплексный документ:
Второзаконие + девтеронимическая история + материалы Яхвиста (= YE), а также собрание
священнических текстов.
Исторические книги Библии
I
Составитель Первых Пророков, гипотетически девтерономический историк,
описывает события от начала завоевания израильтянами Ханаана до разрушения вавилонянами
Иерусалимского Храма в 586 г. до н. э. и начала вавилонского плена. (2 Царей
завершается рассказом об освобождении вавилонским царем Амел-Мардуком иудейского царя
Йехойахина из тюрьмы в Вавилонии в 562/561 году до н.э.) Книги Иисуса Навина-
2 Царей получили свое окончательное оформление, вероятно, в середине VI в. до н. э.,
т. е. в последние десятилетия вавилонского плена. Повествование Книг Царей об
истории Иудеи и Израиля, начиная с рассказа о расколе единого Израильского царства
ок. 931 г. до н. э. (/ Цар. 12), построено по принципу синхронизма, принятому в
ассирийской и вавилонской историографиях: рассказ об иудейском царе сопровождается
повествованием о современном ему израильском царе или царях. Не позднее 400-350 гг.
до н. э. в Иудее т. наз. Хронист (Летописец) составляет J и 2 Книги Хроник, содержащие
материалы, охватывающие период от эпохи патриархов до декрета персидского царя
Кира II (ок. 538 г. до н. э.), разрешающего иудеям возвратиться из вавилонского
изгнания на родину и восстановить Иерусалим и Святилище ГОСПОДА Бога22. В своей работе
Хронист опирается, прежде всего, на корпус книг / Самуила—2 Царей. В центре его
22 В тексте Септуагинты эти книги названы 1 Паралейпоменон и 2 Паралейпоменон, т. е.
«Пропущенное»; таким образом, в греческом названии делается акцент на том, что в этих книгах содержатся некоторые
материалы, «пропущенные» в У Самуила-2 Царей.