История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава IV. От Синая до Моава
131
2. ВОССТАНИЕ КОРАХА
Еще одним заметным событием, произошедшим во время пребывания израильтян в
Кадеше, было восстание Кораха (Корея). Согласно Числ., гл. 16-1761, левит Корах —
которого поддержали двести пятьдесят начальников, судя по всему, именитых левитов
(ср. Числ. 16:7-11, 16 ел.), а также знатные реувениды Датан, Авирам и 'Он62 — восстал
против власти Моисея и Аарона. Моисей предложил Кораху и 250 его приспешникам
взять вместе с Аароном кадильницы, положить в них огня, всыпать курения и встать при
входе в Скинию собрания. Курение фимиама являлось исключительной прерогативой
священства; и, вероятно, именно этим объясняется отказ реувенидов участвовать в этом
обряде (ср. Числ. 16:12-14, 27). В результате земля поглотила лидеров восстания, и они
живые сошли в Шеол, а огонь пожрал 250 человек, принесших курение63. На следующий
день израильтяне возроптали на Моисея и Аарона, и лишь их заступничество спасло
инсургентов от полного уничтожения.
По повелению ГОСПОДА Моисей берет у всех отеческих домов (колен) по жезлу и
пишет на каждом из них имя начальника соответствующего дома64. На жезле Леви было
написано имя Аарона. (Данный текст можно интерпретировать двояко: либо жезл Леви
входил в число двенадцати жезлов колен Израилевых, либо — если колено Иосифа
подразумевалось как разделившееся на два колена: Эфраима и Менашше — это был
тринадцатый жезл.) Моисей положил жезлы в Скинии собрания, пред Ковчегом Откровения
(Свидетельства). Расцветший жезл должен был указать на избрание ГОСПОДНЕ.
На другой день вошел Моисей в Скинию Откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома
Леви, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндаль {Числ. 17:23[8]).
Таким образом, расцветший жезл Аарона подтвердил его право быть главою
потомков Леви, а также право сынов Аарона, священников, проводить и возглавлять
Богослужение, а левитов — осуществлять вспомогательную службу при Скинии.
В рассказе о восстании Кораха можно усмотреть несколько «слоев»: восстание
реувенидов, имевших на начальном этапе истории Израиля статус первородного колена,
против власти Моисея; инсуррекция части израильтян против лидерства Моисея и
Аарона; восстание части левитов против монополии Аарона и его сынов на священство и,
шире, внутренняя борьба среди потомков Леви. Предполагают, что материалы глав 16-
17 до их объединения содержались в эпическом (JE) и священническом (Р) источниках65.
61 См. также Числ. 26:9-10, 27:3, Втор. 11:6, Пс. 106[105]:16-18.
62 Реувенид 'Он упоминается в Числ. 16:1; однако ни далее в гл. 16, ни в Числ. 26:9-10, Втор. 11:6 и Пс.
106[105]:16—18 это лицо не фигурирует в числе восставших. Возможно, что он отказался от участия в
восстании в самом начале.
63 Ср. Лев. 10:1 ел.; Числ. 3:4, 26:61; / Хр. 24:2.
64 Вероятно, начальник каждого колена имел особый жезл, служивший отличительным знаком его
начальственного положения.
65 См., например: Milgrom. Numbers. P. XIX, XXXIV и Excursus 39.