История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава IV
ОТ СИНАЯ ДО МОАВА
7. Ранние материалы, составляющие книгу Числ
i
Книга Числ, рассказывающая о переходе сынов Израиля от подножия Синая в оазис
Кадеш-Барнеа в пустыне Паран1, об их тридцативосьмилетнем пребывании там и о
последующем переходе на равнины Моава2, содержит значительное количество ранних
материалов, касающихся периода Исхода Израиля из Египта. Это относится как к
священническим текстам3, составляющим большую часть книги Числ, так и к входящим в
нее поэтическим и повествовательным несвященническим материалам.
В приводимом в Числ. 1:5-15 списке глав родов вышедших из Египта колен Израи-
левых (всего имен, включая имена отцов этих глав родов, 24) отсутствуют имена,
включающие Тетраграмматон или его сокращенную форму. В то же время, ряд теофорных
имен — 'Элицур (букв. «Мой Бог — Твердыня»), Шаддай 'ур4 (букв. «Шаддай — Пламя
[или Свет]»), Цуришаддай (букв. «Твердыня моя — Шаддай»), Педацур (букв. «Цур
(„Утес") искупил»), Аммишаддай (букв. «Шаддай — мой родич») — содержат Имена-
Эпитеты Бога Израиля — Шаддай (традиционная интерпретация: «Всемогущий»5; но
возможно сопоставление данного термина с аккад. sadu, «гора») и Цур (букв. «Утес»,
«Камень», «Твердыня»), имеющие древние аморейские параллели, зафиксированные в
1 Согласно Числ. 20:1 — в пустыне Цин.
2 Согласно Быт. 19:31-37, родоначальник моавитян был Моав, сын Лота от его старшей дочери. Моав —
нагорная страна, расположенная к востоку от Мертвого моря и простирающаяся от Вади-Зереда на юге до
окрестностей Хешбона и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона, на севере; на востоке Моав
переходит в Сирийскую пустыню. На северо-западе Моавитского нагорья возвышаются Аваримские горы с
вершинами Пеор, Нево и Писга. Царская резиденция — Кир-Харешет (Кир-Моав). Верховный бог — Кемош.
Важную информацию по истории Моава и его взаимоотношений с Израилем и Иудеей содержит Стела
моавитского царя Меши (сер. IX в. до н. э.). Язык моавитян был очень близок к еврейскому; различие было, по большому
счету, диалектального характера.
3 К т. наз. Священническому кодексу (источнику) сторонники документальной гипотезы обычно относят
следующие пассажи из книги Числ: 1:1-10:28; 13:1—17а, 21, 25, 26*, 32-33; 14:1а, 2-3, 5-10, 26-38; 15; 17-19;
21:4аа*; 22:lb; 27:12-23; 31; 35-36. Кроме того, считается, что ряд текстов книги Числ (например, гл. 16, 20,
32) либо переработаны священническим редактором, либо содержат существенные священнические
дополнения. См. далее: Вместо заключения. Краткий очерк библейской историографии. Пятикнижие.
Документальная гипотеза.
4 Масоретская огласовка: Шедей 'ур.
5 См. также примеч. 113 к гл. I, ч. I.