История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
160
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
Израиль в Хешбоне и окрестных селениях его, в Аро<э>ре61 и окрестных селениях его, и
во всех городах62 близ Арнона63 уже триста лет».)
В Песни Деворы не упоминаются наряду с заиорданским северным племенем Гада и
(западной частью) Менашше южные колена Йехуды и Шимона, а также представители
священнического колена/сословия Леви. Вероятно, это может быть объяснено как
социально-политическими причинами (например, плохие взаимоотношения северян с
южанами в данный период), так и географическими факторами — призыв Деворы восстать
против города-государства Хацор, расположенного далеко на севере Земли
Обетованной, обращен к северянам, прежде всего, к колену Нафтали (непосредственно к этому
городу примыкающему) и его соседям Зевулуну и Иссахару (Судьи 4:6 слл., 5:15); но,
как кажется, далеко не все колена (а также не все представители внутри колен)
откликнулись на призыв «северной» пророчицы Деворы (ср. 5:15-18 о Реувене, Гил'аде, Дане,
Ашере, Зевулуне и Нафтали).
Йехуда же (включая группы кениззитов, калевитов64, корахитов, йерахмеэлитов, ке-
нитов) и его «клиент» Шимон располагались к югу от Иерусалима и были отделены от
Эфраима и Бинйамина анклавом ханаанейских — хиввитских и иевуситских —
деревень.
Левиты
(экскурс)
I
Левитов некоторые исследователи рассматривают как локальную священническую
группу из Бет-Лехема (Вифлеема, удел Йехуды; ср., например, Суд. 17:7-9),
приобретшую особую значимость со времен царя Давида, сына Ишая, из колена Йехуды65. Во
всяком случае, левиты, как полагают, были тесно связаны с коленом Йехуды.
Существует также точка зрения, согласно которой левиты являлись членами группы родов
религиозных функционеров в древнем Израиле, получивших особый религиозный статус
предположительно в результате того, что во времена Моисея истребили почитателей
золотого тельца (Hex. 32:25-29).
Значение термина «левит» носит двойственный характер, и подчас он
употребляется в double entente*. С одной стороны, левиты — это потомки Леви, одного из двенадца-
61 В пользу данной конъектуры говорят Септуагинта (Ватиканский кодекс) и Вульгата.
Моавитский царь Меша упоминает в своей надписи о том, что он восстановил Ароэр. В книгах Исайи
(гл. 15-16) и Иеремии (гл. 48) Ароэр и Хешбон воспринимаются как часть Моава.
62 Или: поселениях.
63 Арнонская долина (совр. Вади-Муджиб) — южная граница израильских завоеваний в Заиорданье.
64 Вероятно, первоначально одно из подразделений кениззитов.
65 Miller, Hayes. History of Ancient Israel and Judah. P. 112-115.
* В двойном смысле (фр.). — Прим. ред.