История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон 189
'Ты (т. е. Давид. — И. Т.) священник вовек
по чину Мелхиседека' (имеется в виду древний царь-священник Шалема (доизраильского
Иерусалима), упоминаемый в Быт., гл. 14. — И. Т.).
В библейских повествованиях о Давиде сохранились упоминания о волнениях,
направленных против царя. В 2 Сам., гл. 15-19 рассказывается о попытке сына Давида
Авшалома (Авессалома) провозгласить себя царем в Хевроне (древнем центре колена
Йехуды) и захватить власть в государстве. Его поддержали старейшины и широкие
народные массы, прежде всего, представители северных колен. Не исключена
возможность, что особо активное участие в восстании приняли бинйаминитяне во главе с Ме-
ривбаалем (Мефивошетом), сыном Йонатана, внуком Саула, который через путч
Авшалома, возможно, надеялся захватить власть в Израиле (ср. 2 Сам. 16:1-13, особенно
ст. З)76. С помощью гвардии, оставшейся верной царю, и родного колена Йехуды Давид
сумел подавить восстание. С этих пор Давид, вероятно, начинает отдавать предпочтение
племени Йехуды в том или ином отношении (ср. 2 Сам. 19:40-43). Эта новая политика
сыграла решающую роль во времена Соломона и в конечном счете привела к расколу
единого Израильского царства.
Еще одно восстание против Давида поднял Шева', сын Бихри, из колена Бинйамина
под лозунгом:
Нет нам доли в Давиде,
и нет наследия нам в сыне Ишая;
все по шатрам своим, израильтяне! (2 Сам. 20:1).
Под этим лозунгом приблизительно через полвека, по смерти Соломона, произойдет
раскол единого Израиля (ок. 931 г. до н.э.). Инсуррекция Шевы4 была подавлена Йо-
авом. Возможно, именно активное участие бинйаминитян в восстаниях против Давида
побудило царя к жестокому шагу — выдаче хиввитам Гив'она семерых потомков Саула
для расправы (2 Сам. 21).
3. ДАВИД В АРАМЕЙСКОЙ НАДПИСИ ИЗ ТЕЛЬ ДАНА И МОАВИТСКОЙ СТЕЛЕ МЕШИ
Исследователи, известные как «библейские минималисты», рассматривают царя
Давида как мифического лидера, введенного в повествование позднейшими
библейскими авторами для того, чтобы «создать» для Израиля героическое прошлое (так что это
повествование оказывается чуть ли не сопоставимо с кельтскими мифами о короле
Артуре). Говорят также об «эпонимическом и метафорическом характере» как фигуры
Давида, так и понятия династия («дом») Давида. В этой связи большое значение приобре-
76 Ср., однако, 2 Сам. 19:25-31.