История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
94
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
взять однолетнего агнца мужского пола без порока от овец или коз (в десятый день
первого месяца84) и заколоть к концу четырнадцатого дня первого месяца.
85
И пусть возьмут от крови (его) и помажут на обоих косяках и на перекладине
дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в эту самую ночь , испечен-
87
ное на огне; с пресным хлебом и с горькими (травами) пусть съедят его {Исх. 12:7-8).
Далее ГОСПОДЬ заповедует:
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах
ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. А
Я в эту самую ночь пройду по земле египетской, и поражу всякого первенца в земле
88
египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд . Я
Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и
пройду мимо CnnOD*!; курсив наш. — И. Т.) вас, и не будет между вами язвы губитель-
89
ной, когда буду поражать землю египетскую . И да будет вам день этот памятен, и
празднуйте в оный праздник (ДП 1ЛК ПШГЛ; «и совершайте в оный праздничное
паломничество». — И Т.) ГОСПОДУ, во (все) роды ваши; (как) установление вечное
празднуйте его . Семь дней ешьте пресный хлеб (ГШЯ; маццот, «опресноки». — И. Т.) ; с са-
92
мого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших ; ибо, кто будет есть квасное с
первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. И в первый
день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой
работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам»
{Исх. 12:11-16).
Месяц колошения авив; ему соответствует месяц нисан (март-апрель) послепленного календаря иудеев.
В эпоху после вавилонского плена первым месяцем становится тишри (сентябрь-октябрь), соответствующий
месяцу этаним календаря допленной эпохи.
85 Пучком эзова (ст. 22). Полагают, что эзов это: 1) один из видов майорана, возможно, Origanum Маш.
Майоран относится к губоцветным, и в Египте и Израиле он произрастает повсюду. Его травянистые стебли
достигают в длину 1 м, образуя вверху кустообразное разветвление. Раввинистические описания
свидетельствуют в пользу вида Majorana syriaca, который до сих пор используется в самаритянском ритуале пасхального
кропления. Однако этот кустарник не растет на стенах (на что указывает 1 Цар. 5:13); он произрастает на
каменистой почве; 2) сорго обыкновенный, стебель которого почти в два раза длиннее стебля майорана; 3) Сеп-
туагинта переводит этот термин как иссоп.
86 В ночь полнолуния, наступающего 15 нисана (время весеннего равноденствия).
87 Напоминание о горечи египетского рабства. Септуагинта: 7С1кр15г<;.
88 См. также Числ. 33:4.
89 См. также Исх. 12:27.
90 Т. е. в этот праздник следует совершать паломничество к Святилищу ГОСПОДА. См. также Исх. 23:17,
34:23; Втор. 16:16.
91 С вечера 14-го дня до вечера 21-го дня месяца нисана {Исх. 12:18, 13:6-7; см. также Лев. 23:6 и Числ.
28:17).
92 В память о поспешности, с которой евреи покидали Египет (см. Исх. 12:39).