История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
208 Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
дее же, по всей вероятности, была принята система, согласно которой отсчитывалйсь
полные годы царствования правителя, начиная с первого дня Нового года; остаток же
календарного года, в который воцарился правитель, рассматривался как год его
вступления на престол. Такая же система была принята, например, у ассирийцев, вавилонян,
персов12.
В пятый год правления Рехавама, т. е. ок. 926 г. до н. э., против Иудеи (/ Цар.
14:25-28; 2 Хр. 12:2-4) и Израиля совершил поход египетский фараон Шошенк
(Шишак). В надписи на победном рельефе Шошенка на одной из стен Карнакского храма
перечислено около 150 городов и селений, разрушенных фараоном в обоих царствах.
Фрагмент победной стелы Шошенка был обнаружен и в Мегиддо, одном из важнейших
городов Северного царства. Рехавам откупился от Шошенка, отдав ему сокровища
Храма и царского дворца; Иерусалим не был атакован фараоном. Возможно, фараон
вынашивал планы присоединения территории Ханаана к Египетскому государству, как это
было в прошлом. Однако влияние данного похода оказалось мимолетным; преемники же
Шошенка не продолжали агрессивной политики против Иудеи и Израиля.
Войны между Иудеей и Израилем
Военные действия Иудеи против Израиля продолжались с переменным успехом при
сыне Рехавама Авийаме (913-911) и его внуке Асе (911-869). Авийаму, «ходившему во
всех грехах отца своего», в военном отношении удалось превозмочь Иаровама и
захватить много израильских городов, включая Бет-Эл. Эти поражения приблизили падение
династии Иаровама: его сын, царь Надав (910-909), и все его ближайшие родственники
были уничтожены военачальником Башой (909-886) из колена Иссахара, основавшего
вторую династию царей Северного царства. Баше удалось вытеснить иудейские войска
из занятой ими израильской территории и даже захватить часть северной Иудеи.
Иудейский царь Аса, — известный своей борьбой с мужской культовой проституцией и
идолопоклонством, — вынужден был обратиться за помощью к арамейскому царю Бен-
Хададу I, послав в Дамаск ценные дары из храмовых и дворцовых сокровищниц (за что
был сурово осужден прозорливцем Ханани; 2 Хр. 16:7-9). Бен-Хадад принял дары и
опустошил ряд израильских городов, включая Дан. В конце жизни Аса из-за плохого
здоровья назначил своим соправителем своего сына Йехошафата (872-848).
Сын израильского царя Баши Эла (886-885) был убит в столице Тирце одним из
генералов своего отца, Зимри. Последний, процарствовав всего семь дней в 885 г. до н. э.,
успел уничтожить весь род Баши и всех его друзей. Когда армия, участвовавшая в
кампании против филистимлян, узнала об убийстве Элы, она провозгласила царем другого
генерала, Омри — основателя новой израильской династии. Последний захватил Тирцу,
а Зимри поджег царский дворец, в котором пребывал, и погиб в огне.
12 См.: Thiele. The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. P. 53-55.