История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава III Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире
265
3. КАИН И АВЕЛЬ.
ДОБРОЕ И ЗЛОЕ НАЧАЛА В МИРЕ
I
И Человек (ткл) познал Еву, жену («женщину». — И. Т.) свою; и она зачала, и
родила Каина, и сказала: приобрела я мужчину (wn, или: «мужа»; имеется в виду Каин
или же Адам, действительно ставший теперь ее мужем14. — И. Т.) с Господом. И еще
родила брата его, Авеля. И был Авель пастухом овец; а Каин был земледельцем (Быт.
4:1-2).
Рассказ о Каине и Авеле (Хевеле) направлен на возвышение пастуха над
земледельцем15 и, возможно, ремесленником (имя Каин означает «кузнец»)16. В данном
повествовании вызывает трудность интерпретация слов ГОСПОДА, обращенных к Каину после
того, как Он призрел на приношение Авеля от первородных стада его и не призрел на
дар Каина от плодов земли, отчего «возгорелся гнев» последнего и «поникло лицо» его
(см. Быт. 4:3-5; ср. ст. 6):
Если ты делаешь доброе, (это принесет) возвышение, а если не делаешь доброе, то
у входа грех (ЛКШ) "(ОТ (часто переводят: «лежит», «припал (к земле)». — И. Г.), и к
тебе его влечение (inpwri; притяжательный суффикс м. р. — И. Г.), (однако) ты (можешь)
властвовать над ним (13; притяжательный суффикс м. р. — И. Т.) (Быт. 4:7).
Обычно переводчики рассматривает слово р!Л как активное причастие мужского
рода (масоретская огласовка — robes); однако эта форма грамматически не согласуется с
ЛКиП, «грех» — существительным женского рода. Местоименные суффиксы мужского
рода в inpwn («его влечение») и 12 («над ним») также не согласуются в роде со словом
ЛКиП. Единственную возможность реконструировать грамматически корректное чтение
дает допущение, согласно которому слово уЭЧ здесь — это существительное мужского
рода (возможно, с той же вокализацией — robes), соответствующее аккадскому термину
rabisum, «демон»17. В вавилонских магических текстах этим термином часто
обозначается враждебная демоническая сила, «злобное пресмыкающееся», лежащее, притаившись,
14 Как замечает в этой связи И. Н. Винников, «у многих народов, особенно скотоводческих, брачные узы
становятся прочными только с рождением ребенка мужского пола. Это вызвано стремлением главы семьи
сохранить в пределах семьи народившуюся личную собственность и получившим развитие культом предков. И
Ева говорит: я приобрела мужа вместе с Богом — Бог сотворил его, а я, родив сына, приобрела право на него».
(Социальная сущность сказания о первом братоубийстве // ПС 25(88), 1974. С. 39.)
15 См., например: Винников. Там же. С. 39-44.
16 Ср. рассказ Иеремии (гл. 35) об угодных ГОСПОДУ рехавитах, живущих в шатрах и не имеющих «ни
виноградников, ни полей, ни посева».
17 См., например: Speiser. Genesis. С. 32-33.