История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VII Эпоха двух Царств: Иудея (Иехуда) и Израиль
219
отдать сирийцам сокровища Храма и царского дворца (814 г. до н. э.). В 796 г. до н. э., во
время болезни царя был составлен заговор, в результате которого тот был убит.
Сын Йехоаша Амацйаху (796-790), утвердившись на троне, расправился с
заговорщиками. Царь Амацйаху совершил успешный военный поход в Эдом и овладел его
столицей Селой (букв, «скала»). Долгое время этот город идентифицировался с Петрой
(греч. «скала») в южном Заиорданье, однако, как показывают раскопки, самое раннее
поселение на территории древней Петры возникает в самом конце VIII в. до н. э.40 После
победы над Эдомом в Иудее получают распространение культы богов этой страны,
поддерживаемые самим царем (2Хр. 25:14-15). Амацйаху спровоцировал войну с
Израилем— после многих десятилетий мира между братскими государствами — потерпел
сокрушительное поражение при Бет-Шемеше от израильского царя Йехоаша и даже
попал на время в плен к нему. Йехоаш вошел в Иерусалим, разрушил в ознаменование
своей победы часть городской стены и захватил храмовою и дворцовую сокровищницы.
Через некоторое время в Иерусалиме против Амацйаху был составлен заговор; он бежал
в Лахиш, где был настигнут заговорщиками и убит41. Вместо него воцарился его сын
Азарйа, второе — вероятно, тронное — имя которого было Уззийаху (790-739).
Возможно, Азарйа (Уззийаху) стал регентом еще при жизни отца, — после унизительного
поражения последнего, — хотя Амацйаху какое-то время номинально мог сохранять
титул царя42. Отметим, что ни после убийства иудейского царя Йехоаша, ни после
умерщвления (или, первоначально, отстранения от власти43) Амацйаху заговорщики не
попытались передать власть своему лидеру или третьему лицу (как это делалось в
Северном царстве), но воцаряли (подтверждали полномочия) легитимного царя из Дома
Давидова. Законность власти давидидов не оспаривалась ни при каких обстоятельствах.
Политический и экономический расцвет Иудеи при царе Уззийаху (790-739)
Царствование Уззийаху в Иудее отличают значительные военные успехи и
экономический подъем. Царь проводит реорганизацию и перевооружение армии, укрепляет
города:
И заготовил для них Уззийаху, для всего войска, щиты и копья, и шлемы и латы, и
луки, и пращные камни. И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные устройства,
чтобы они находились на башнях и на угловых укреплениях для метания стрел и боль-
40 Bennett С.-М. Notes and News // PEQ 98 (1966). P. 123-126; Fouilles d'Umm el-Biyara // RB 73 (1966).
P. 372-403. Возможно, Села располагалась в районе эс-Селы, в 8 км к юго-западу от Тапилы.
41 Исходя из ряда библейских пассажей, он погиб только ок. 767 г. до н. э. (ср. тексты, указанные в
следующем примеч.).
42 Ср., например, 2 Цар. 14:1-2, 17, 23 и 15:1-2, 8, 13, 17, 23, 27, 32-33; см. также 2 Хр. 25:1, 25-28; 26:1-
3. Существует точка зрения, согласно которой Азарйа (Уззийаху) взошел на престол, когда Амацйаху
пребывал в заточении в Самарии (ср. 2 Цар. 14:2, 23 и 17[= 2 Хр. 25:25]). Ср. далее, например: II Kings. A New
Translation with Introduction and Commentary by M. Cogan and H. Tadmor. New York, 1988. P. 154, 159.
43 Ср. предыдущее примеч.