История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
332
Приложения
идолам и богов литых не делайте себе. Я ГОСПОДЬ, Бог ваш18... Когда будете жать жатву
на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не
подбирай; и виноградника твоего не обирай дочиста, и упавших ягод в винограднике не
подбирай; оставь это бедному и пришельцу19. Я ГОСПОДЬ, Бог ваш. Не крадите20, не
лгите и не обманывайте друг друга21. Не клянитесь Именем Моим ложно, и не бесчести
Имени Бога твоего. Я ГОСПОДЬ22. Не обижай ближнего твоего, и не грабительствуй.
Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого, и пред слепым не
клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я ГОСПОДЬ. Не делайте
неправды на суде; не будь пристрастен к бедняку, и не угождай великому; по
справедливости суди ближнего твоего. Не распространяй клевету в народе твоем, и не восставай на
жизнь (букв, «кровь». — И. Т.) ближнего твоего. Я ГОСПОДЬ. Не враждуй на брата твоего
в сердце твоем... Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби блиэюнего
твоего, как самого себя. Я ГОСПОДЬ (777/7* УЖ JlfiJ JJ?l5> Л27АГ7, выделено нами. —
И. Т.)23. Законы Мои соблюдайте: скота своего не своди с иною породою; поля твоего не
18 Ср. Исх. 20:4-5; Втор. 5:8-9.
19 Пришельцы, евр. герим; входили в состав израильского общества наряду с «коренными жителями»
(полноправными гражданами) и находились под защитой главы одного из колен. Они давали обязательство
придерживаться обычаев Израиля и пользовались определенными правами. Их называли также «поселенцами»
(евр. тошавим); «притеснять и угнетать» их было запрещено. В некоторых случаях пришельцы уступали в
правах коренным израильтянам. Так, израильтяне, вынужденные продать себя в рабство из-за бедности, в
Юбилейный год становились свободными, пришельцы же оставались рабами навечно (Лев. 25:45 и ел.). Если
израильтянин из-за нужды продавал себя в рабство пришельцу, то семья израильтянина могла в любое время
выкупить его. Хотя браки между израильтянами и дочерьми пришельцев были запрещены, они все же имели
место (ср. Втор. 21:10 и слл.; Суд. 3:6, 14:1 и слл.; Эзр. 9:1 и слл.; 10:2). Пришельцы были обязаны вместе с
израильтянами участвовать в слушании Учения (Закона); они были включены в Завет Бога с Его народом
(Втор. 29:9-12; И. Нав. 8:33-35). Пришельцы наряду с левитами, сиротами и вдовами получали свою часть
десятин в конце каждого третьего года семилетия (Втор. 14:28-29; 26:12-13). Кроме того, они имели право
участвовать в праздниках Шавуот и Суккот (Втор. 16:10-14). Так же как израильтяне, пришельцы должны
были поститься и соблюдать покой в Йом хак-Киппурим (Лев. 16:29). До тех пор пока пришелец не был
обрезан, ему не разрешалось участвовать в празднике Пасхи; но, совершив обрезание, он мог принимать участие в
Богослужениях наравне с евреями (Исх. 12:48). В социальном проекте пророка Иезекиила (47:21-23)
предполагалось полное наделение ге/жм-пришельцев гражданскими правами и наследственными участками между
колен (ср. Втор. 23:8-9).
20 Ср. Исх. 20:15; Втор. 5:19.
21 Ср. Исх. 20:16; Втор. 5:20.
22 Ср. Исх. 20:1; Втор. 5:11.
23 Согласно Евангелию от Марка 12:28-31, Иисус, будучи спрошен: «Какая первая из всех
заповедей?»— отвечал, приводя тексты Второзакония 6:4-5 и Левита 19:18: «Первая из всех заповедей: „Слушай,
Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть; и возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею
душою твоею, и всем разумением твоим, и всею силою твоею". (В Мф. 22:38: «Сия есть наибольшая и первая
заповедь». — И. Т.) Вторая (же) эта (Мф. 22:39: «вторая (же), подобная ей...». — И. Т.): „Возлюби ближнего
твоего, как самого себя". Иной, большей сих, заповеди нет». (Мф. 22:40: «На сих двух заповедях основывается
весь Закон и Пророки».) См. также Мф. 22:36-40; ср. Лк. 10:25-28. (Перевод масоретского текста Втор. 6:4-9
приведен в Приложении II, 1.)
По мнению одного из наиболее выдающихся таннаев рабби Акивы бен-Йосефа (мученически погиб
ок. 135 г. н. э.), «великое правило в Торе — 'люби ближнего твоего, как самого себя' (Лев. 19:18)» (Иерусалим-