332
Приложения
идолам и богов литых не делайте себе. Я ГОСПОДЬ, Бог ваш18... Когда будете жать жатву
на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не
подбирай; и виноградника твоего не обирай дочиста, и упавших ягод в винограднике не
подбирай; оставь это бедному и пришельцу19. Я ГОСПОДЬ, Бог ваш. Не крадите20, не
лгите и не обманывайте друг друга21. Не клянитесь Именем Моим ложно, и не бесчести
Имени Бога твоего. Я ГОСПОДЬ22. Не обижай ближнего твоего, и не грабительствуй.
Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого, и пред слепым не
клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я ГОСПОДЬ. Не делайте
неправды на суде; не будь пристрастен к бедняку, и не угождай великому; по
справедливости суди ближнего твоего. Не распространяй клевету в народе твоем, и не восставай на
жизнь (букв, «кровь». — И. Т.) ближнего твоего. Я ГОСПОДЬ. Не враждуй на брата твоего
в сердце твоем... Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби блиэюнего
твоего, как самого себя. Я ГОСПОДЬ (777/7* УЖ JlfiJ JJ?l5> Л27АГ7, выделено нами. —
И. Т.)23. Законы Мои соблюдайте: скота своего не своди с иною породою; поля твоего не
18 Ср. Исх. 20:4-5; Втор. 5:8-9.
19 Пришельцы, евр. герим; входили в состав израильского общества наряду с «коренными жителями»
(полноправными гражданами) и находились под защитой главы одного из колен. Они давали обязательство
придерживаться обычаев Израиля и пользовались определенными правами. Их называли также «поселенцами»
(евр. тошавим); «притеснять и угнетать» их было запрещено. В некоторых случаях пришельцы уступали в
правах коренным израильтянам. Так, израильтяне, вынужденные продать себя в рабство из-за бедности, в
Юбилейный год становились свободными, пришельцы же оставались рабами навечно (Лев. 25:45 и ел.). Если
израильтянин из-за нужды продавал себя в рабство пришельцу, то семья израильтянина могла в любое время
выкупить его. Хотя браки между израильтянами и дочерьми пришельцев были запрещены, они все же имели
место (ср. Втор. 21:10 и слл.; Суд. 3:6, 14:1 и слл.; Эзр. 9:1 и слл.; 10:2). Пришельцы были обязаны вместе с
израильтянами участвовать в слушании Учения (Закона); они были включены в Завет Бога с Его народом
(Втор. 29:9-12; И. Нав. 8:33-35). Пришельцы наряду с левитами, сиротами и вдовами получали свою часть
десятин в конце каждого третьего года семилетия (Втор. 14:28-29; 26:12-13). Кроме того, они имели право
участвовать в праздниках Шавуот и Суккот (Втор. 16:10-14). Так же как израильтяне, пришельцы должны
были поститься и соблюдать покой в Йом хак-Киппурим (Лев. 16:29). До тех пор пока пришелец не был
обрезан, ему не разрешалось участвовать в празднике Пасхи; но, совершив обрезание, он мог принимать участие в
Богослужениях наравне с евреями (Исх. 12:48). В социальном проекте пророка Иезекиила (47:21-23)
предполагалось полное наделение ге/жм-пришельцев гражданскими правами и наследственными участками между
колен (ср. Втор. 23:8-9).
20 Ср. Исх. 20:15; Втор. 5:19.
21 Ср. Исх. 20:16; Втор. 5:20.
22 Ср. Исх. 20:1; Втор. 5:11.
23 Согласно Евангелию от Марка 12:28-31, Иисус, будучи спрошен: «Какая первая из всех
заповедей?»— отвечал, приводя тексты Второзакония 6:4-5 и Левита 19:18: «Первая из всех заповедей: „Слушай,
Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть; и возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею
душою твоею, и всем разумением твоим, и всею силою твоею". (В Мф. 22:38: «Сия есть наибольшая и первая
заповедь». — И. Т.) Вторая (же) эта (Мф. 22:39: «вторая (же), подобная ей...». — И. Т.): „Возлюби ближнего
твоего, как самого себя". Иной, большей сих, заповеди нет». (Мф. 22:40: «На сих двух заповедях основывается
весь Закон и Пророки».) См. также Мф. 22:36-40; ср. Лк. 10:25-28. (Перевод масоретского текста Втор. 6:4-9
приведен в Приложении II, 1.)
По мнению одного из наиболее выдающихся таннаев рабби Акивы бен-Йосефа (мученически погиб
ок. 135 г. н. э.), «великое правило в Торе — 'люби ближнего твоего, как самого себя' (Лев. 19:18)» (Иерусалим-