История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава I. Эпоха патриархов
53
П. Йаков-Израиль и его сыновья
У Исаака и его жены Ревекки (Ривки) было два сына-близнеца, Йаков и 'Эсав;
причем 'Эсав 168 вышел первым из утробы матери {Быт., гл. 25). Однако Иакову с помощью
матери удалось добиться того, что перед смертью Исаак благословил именно его как
первородного сына {Быт., гл. 27). Е. Спейзер усматривает параллель к этому рассказу в
хурритских текстах из Нузи (XV в. до н. э.). Так, в хурритском обществе право
первородства необязательно являлось следствием хронологического первенства; оно могло
быть установлено личным решением отца. При этом наиболее важными
распоряжениями считались те, которые делались на смертном одре. И такого рода распоряжения
обычно начинались формулой: «Вот я состарился» 169 (ср. Быт. 27:1: «Когда Исаак
состарился...»).
Йаков, он же Израиль (Йисра'эл; см. Быт. 32:25-28), подобно Исааку, взял жен из
семьи своих родичей в Верхней Месопотамии. От своей старшей жены Леи {синод. Лии;
букв. «Дикая корова», видимо, когда-то тотемное животное группы племен170) он родил
шестерых сыновей: Реувена (Рувима), Шимона (Симеона), Леви (Левия), Йехуду (Иуду),
Иссахара и Зевулуна (Завулона); а от рабыни Леи Зилпы (Зелфы) — Гада и Ашера (Аси-
ра). От младшей и любимой жены своей Рахели (Рахили, букв. «Овца») Йаков родил
Йосефа (Иосифа) и Бинйамина (Вениамина), а от ее рабыни Билхи (Баллы) — Дана и
Нафтали (Неффалима). Двенадцать сыновей Йакова-Израиля стали родоначальниками-
эпонимами двенадцати колен (племен) Израилевых. Многие из племен имели свое
символическое (первоначально тотемное?) животное или растение: Йехуда — молодой лев
(львенок), Иссахар — осел, Дан — змея, Нафтали — олень (или теребинт), Иосиф —
отрасль плодоносного дерева, Бинйамин — волк; см. Быт. гл. 49). Иосиф оказался
впоследствии предком-эпонимом не одного, а двух племен — Эфраима (Ефрема) и
Менашше (Манассии)171, а Леви, вероятно, был предком не племени, а особого «сословия»
левитов172, монополизировавших богослужебные действия в культе Бога племенного
союза YHWH173.
Как уже отмечалось, имя Йаков является сокращенной формой от Йаков- 'Эл (одно
из возможных значений — «Да защитит 'Эл» или «'Эл защитил»). Эта именная форма (с
168 'Эсав стал родоначальником эдомитян (идумеев).
169 Genesis. P. XLI-XLII, 212-213.
170 Дьяконов. Переселение заречных племен ('ибрим). С. 274.
Согласно Быт. 41:50-52, Эфраим и Менашше — сыновья Иосифа, родившиеся в Египте; оба были
благословлены Израилем (Быт., гл. 48).
О левитах см. далее: ч. I, гл. V, 2 (экскурс).
В т. наз. Песни Деворы (создана, вероятно, до ИЗО/1125 гг. до н. э.) перечисляются следующие десять
колен Израилевых: Эфраим, Бинйамин, Махир (который, вероятно, репрезентирует здесь восточную, заиор-
данскую, часть колена Менашше), Зевулун, Иссахар, Реувен, Гил'ад (располагавшийся напротив Эфраима в
Заиорданье; возможно, тождествен здесь с коленом Гада), Дан, Ашер, Нафтали (Суд. 5:14-18). См. далее
настоящее издание: ч. I, гл. V, 2. Здесь же приводится текст Песни Деворы.