История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
//. Девтерономический кодекс
345
шихся более тридцати восьми лет и восьми месяцев 4: посылка соглядатаев из Кадеш-
Барнеа в Землю Обетованную; самовольное вторжение израильтян в южные пределы
Ханаана и их поражение при Хорме; обход владений Эдома, Моава и Аммона; разгром
Сихона, царя Хешбона; Разгром 'Ога, царя Башана; раздел покоренных земель в Заиор-
данье между коленами Реувена, Гада и половиной колена Менашше; Моисею не
суждено войти в Землю Обетованную, однако ГОСПОДЬ позволяет ему обозреть ее с вершины
Писги. Моисей призывает Израиль строго соблюдать Синайские постановления и
законы, ядром которых является Десятисловие (П,,1!21П ГЛИДО). Особый акцент израильский
законодатель делает на единственности ГОСПОДА Бога и на недопущении
идолопоклонства. При этом он подчеркивает, что во время Синайского Откровения народ слышал
глас слов Самого ГОСПОДА и остался жив; однако Образа (П317ЭЛ) Его израильтяне не
видели. ГОСПОДЬ близок к Израилю; Он милосерден, и не оставит Свой народ, когда тот
будет призывать Его. Завершается обращение выделением Моисеем трех городов-
убежищ в Заиорданье, где могли бы укрыться совершившие непредумышленное
убийство, дабы спастись от мести кровных родственников убитого (4:41-43).
Второе обращение {Втор. 4:44-26:19) может быть подразделено на две основные
части: требования, предъявляемые к израильтянам, вошедшим в Завет с Богом (4:44-
11:32), и собственно Закон ГОСПОДА, обычно называемый в литературе Девтерономиче-
ским кодексом (12:1-26:19). После краткого введения (4:44-49), в котором, в частности,
указывается место обращения Моисея к израильтянам («за Иорданом, в долине против
Бет-Пе'ора, в земле Сихона, царя аморейского, жившего в Хешбоне, которого поразил
Моисей и сыны Израилевы по Исходе своем из Египта»), следует девтерономическая
версия Декалога (5:1-21)— Десять заповедей повторяются для нового поколения евреев
накануне завоевания ими Земли Обетованной. Моисей также напоминает о встрече народа с
ГОСПОДОМ и заключении Завета на Хореве и о том, что евреям дано было увидеть Славу и
Величие Бога и услышать Его Глас (5:22-33). Законодатель приводит израильтянам слова
ГОСПОДА, в которых констатируется наличие у человека свободной воли: «О, если бы сердце
их склонно было благоговеть предо Мною и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы
хорошо было им и детям их во веки!» {Втор. 5:2б)5. В гл. 6 содержится великая заповедь —
Кредо иудаизма, манифест абсолютного монотеизма: «Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ Бог
наш, ГОСПОДЬ един. И люби ГОСПОДА, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою
твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в
сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою,
и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами
твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (6:4-9)6.
4 Ср. Числ. 10:11 и Втор. 1:3; ср. также Втор. 2:14.
5 С?. Втор. 30:19.
6 Одна из древнейших и основных молитв иудаизма — Шема, Исраэл! («Слушай, Израиль!») — включает в
себя слова Втор. 6:4-9 (наряду с текстами Втор. 11:13-21 и Числ. 15:37-41). Текст Втор. 6:4-9 помещают в
тефиллин (наряду с текстами Исх. 13:1-10,11-16, Втор. 11:13-21) и мезузу (наряду с текстом Втор. 11:13-21).
Ср. также Приложение I, примеч. 23.