История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава II. Израиль в Египте
61
Оттуда Пастырь, Твердыня Израилева,
от Бога отца твоего,- и Он поможет тебе;
и Всемогущего,- и Он благословит тебя
благословениями небесными сверху,
благословениями Океана, лежащего внизу,
благословениями грудей и лона.
Благословения отца твоего сильнее
благословений гор вечных,
пожелания высоты (пред)вечной.
Да будут они на главу Йосефа
и на темя посвященного16 меж братьев своих.
Бинйамин — волк терзающий.
Утром он будет есть добычу,
а вечером делить награбленное.
Существует предположение, согласно которому Благословение Иакова (равно как и
Благословение Моисея; Втор., гл. 3317) основано на церемониалах по типу амфиктио-
ний18, проводившихся в эпоху Судей (XII-XI вв. до н. э.) в межплеменном культовом
центре в Шило (Силоме), где данное благословение и рецитировалось19.
II. Гиксосы в Египте.
YHWH-ГОСПОДЬ и гиксосский Ба'ал-Сетх
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИКСОСОВ В ЕГИПТЕ.
ГИКСОСЫ И ЕВРЕИ В ИЗОБРАЖЕНИИ АНТИЧНЫХ АВТОРОВ
Большинство исследователей полагают, что историческим фоном библейского
рассказа о карьере Иосифа при египетском дворе и поселении евреев в Египте, скорее всего,
может являться период господства там гиксосов (ок. 1700-ок. 1542 гг. до н. э.)20. Дело в
16 ТТЗ: или «отделившегося (от)», или «князя».
Текст Благословения Моисея приводится в ч. I, гл. IV, III, 3, II.
Греческий термин амфиктиония, служивший для обозначения союза древнегреческих племен (как
правило, числом 12), группировавшихся вокруг единого культового центра и объединявшихся для его защиты,
был применен М. Нотом в отношении союза израильских колен.
19 См. также ниже: ч. I, гл. V, 3, II.
О гиксосах см., например: MayaniZ. Les Hyksos et le monde de la Bible. Paris, 1956; Alt A. Herkunft der
Hyksos in neuer Sicht. Leipzig, 1961; Seters Van. The Hyksos; Redford D. B. The Hyksos Invation in History and
Tradition // Or 39 (1970). P. 1-51; Brink E. С М. van den. Tombs and Burial Customs at Tell el-Dab'a. Vienna, 1982;
Bietak. Avaris and Piramesse; Idem. Canaanites in the Eastern Nile Delta // Egypt, Israel, Sinai / Ed. by A. F. Rainey.
Tel Aviv, 1987. P. 41-56; Giveon R. The Hyksos in the South // Fontes atque Pontes / Ed. by M. Gorg. Wiesbaden,