История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Иехуда) и Израиль
227
до н. э., некоторые израильтяне становятся высокопоставленными чиновниками (в
частности, в казначействе), а некий Хилкийаху был ассирийским военачальником (документ
времен Саргона из Кальху).
Часть представителей северных колен ассимилировалась с арамейским и
ассирийским населением. Однако многие израильтяне сохранили свой религиозно-
национальный облик и слились впоследствии с переселенцами из Иудеи,
депортированными в Месопотамию вавилонянами в начале VI в. до н. э. (см. ниже). Иудейские
пророки Иеремия (последняя треть VII — начало VI в. до н. э.) и Иезекиил (первая треть VI в.
до н. э.) предвещают избавление не только иудейским, но и израильским изгнанникам.
Среди вернувшихся в Страну Израиля из вавилонского плена числились и
представители северных колен.
4. ИУДЕЯ В ПЕРИОД ОТ ЦАРСТВОВАНИЯ ХИЗКИЙАХУ ДО РАЗРУШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА И ХРАМА И
НАЧАЛА ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА
Правление царя Хизкийаху и его религиозная реформа. Пророк Исайя.
Нечестивое царствование и раскаяние Менашше
В Библии о благочестивом иудейском царе Хизкийаху (729[715]-686) говорится во
2 Цар. 18-20 и параллельном пассаже Ис. 36-39, а также во 2Хр. 29-32. Несомненно,
что на деятельность Хизкийаху оказало то, что он явился свидетелем падения Самарии,
братского Израильского царства и депортации северных колен. Предполагают, что
учителем Хизкийаху мог быть пророк Исайя. Ок. 701 г. до н. э. пророк предсказал
исцеление царя от смертельной болезни и даже выступил в роли его врача (2 Цар. 20:1-11; Ис.
38; ср. 2 Хр. 32:24). Во 2 Хр. 32:32 «Видение Исайи, сына Амоца» упоминается как один
из основных источников по истории правления Хизкийаху.
Царь Хизкийаху провел религиозную реформу, направленную на централизацию
Богослужебного культа в Иерусалимском Храме (ср. 2 Цар. 18:3-4, 22; 2 Хр. 32:12; Ис.
36:7). Согласно 2 Цар. 18:3-4, царь «уничтожил высоты, и разбил маццевы63, и изрубил
ашеру64...». Вероятно, именно в ходе реформы Хизкийаху был разрушен и алтарь в Беэр-
Шеве65, отдельные блоки которого обнаружены в 1973 г. Й. Ахарони66. По мнению
К. Кенион, обнаруженные в Иерусалиме в пещере на восточном склоне Офела около
1300 разбитых фигурок людей (богов) и животных, в том числе фигурок богини плодо-
63 Здесь: идолопоклоннические колонны, камни или плиты.
64 Здесь, вероятно, имеется в виду культовая идолопоклонническая роща (дубрава); или же: «культовый
столб (Ашеры)». В параллельном месте во 2 Хр. 31:1 мн. ч.: «ашеры».
65 Во времена пророка Амоса (первая половина VIII в. до н. э.) Беэр-Шева была священным городом, в
который совершали паломничество даже жители Северного (Израильского) царства (Ам. 5:5, 8:14).
66 См., например: Aharoni Y. The Horned Altar of Beer-Sheba // BA 37 (1974). P. 2-6.