История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава III
ИСХОД ИЗ ЕГИПТА.
МОИСЕЙ
1. УГНЕТЕНИЕ ИЗРАИЛЯ В ЕГИПТЕ.
МОИСЕЙ, РАМСЕС II И РААМСЕС (РАМЕСЕС)
I
Прошло время с тех пор, как умер в Египте Иосиф и его братья, «и все поколение
их». И вот, как повествует книга Исхода, евреи весьма размножились, так что
«наполнилась ими земля та»1. Египтяне же стали изнурять их тяжкими работами, прежде всего,
строительными. В частности, израильтяне построили города Питом (Пер-Атум, т. е.
«Дом Атума») и Раамсес (Рамесес; Пер-Рамсес, т. е. «Дом Рамсеса»). Дабы прекратить
рост еврейского населения, фараон повелевает всему народу своему бросать младенцев
мужского пола из израильтян в Нил. В это время в одной семье из колена Леви родился
мальчик. Он был хорош собой. Йохевед2, мать младенца, скрывала его три месяца, а
затем, не имея возможности прятать его долее, положила в корзину и поставила ее в
тростнике на берегу Нила. Дитя нашла дочь фараона, которая взрастила его как сына. Она
же нарекла ему имя Моисей (ГНР7Э, Моте), «потому что, говорила она, я из воды вынула
его (inn^^, мешитшу; глагол ГНРТЭ, маша означает «извлекать», «вынимать»,
«вытаскивать». — И. Г.)»3.
1 Согласно Быт. 46:26-27, «всех душ, дома Йаковлева, перешедших в Египет» было семьдесят (по Сеп-
туагинта: семьдесят пять).
2 Мех. 6:20; Числ. 26:59.
3 О Моисее см., например, следующие работы: Auerbach Е. Moses. Amsterdam, 1953; Buber M. Moise.
Paris, 1957; Beyerlin W. Origins and History of the Oldest Sinaitic Traditions / Trans, by S. Rudman. Oxford, 1965;
Schmid H. Mose: Uberlieferung und Geschichte. Berlin, 1968; Widengren G What Do We Know About Moses? //
Proclamation and Presence. Old Testament Essays in Honour of G H. Davies / Ed. by J. /. Durham and J. R. Porter.
London, 1970. P. 21-47; Johnson R. F. Moses // IDB. Vol. 3. P. 440-450; Cazelles H. A la recherche de Mose. Paris,
\919\JepsenA. Mose und die Levi ten//VT 31 (1981). S. 318-332; Van Seters J. Moses // ER. Vol. 10. P. 115-121;
Coats G W. Moses. Heroic Man, Man of God. Sheffield, 1988; Kenk A. Moses and Jesus. The Birth of the Savior//
Jud 42 (1993). P. 43-49; Cohen J. The Origins and Evolution of the Moses Nativity Story. Leiden, 1993; Otto E.
(Hrsg.). Mose: Agypten und das Alte Testament. Stuttgart, 2000; Rechenmacher H. Das Mosebild im chronistischen
Geschichtswerk // RB 109 (2002). S. 57-65; Holmgren F. С Exodus 2:11-3:15// Int 56 (2002). P. 73-76; Meinhold A.
Mose und Elia am Gottesberg und am Ende des Prophetenkanons // Leq 2 (2002). S. 22-38. См. также: Hoff-
meierj. K. Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Traditions. New York; Oxford, 1997.