I. Кодекс святости
339
Второзаконие 15:1-11 содержит также предписание установить к концу семилетия
прощение, отпущение (ПО?Э№; шемитта) долгов израильтян55, и предостерегает от того,
чтобы приближение Субботнего года служило причиной отказа беднякам в ссуде.
Предполагают также, что существует связь между предписанием оставлять урожай
седьмого, Субботнего, года нуждающимся и требованием освобождать еврейских рабов
и рабынь на свободу на седьмой год, после их шестилетней службы (см. Исх. 21:2-6;
Втор. 15:12-18 [здесь данное предписание следует непосредственно вслед за
установлением о Субботнем годе])56; ибо сыны Израилевы — рабы ГОСПОДА, которых Он вывел
из земли египетской (Лев. 25:42, 55)57.
В 25-й главе книги Левита содержатся также постановления о Юбилейном годе. «И
насчитай себе семь Субботних лет, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя в семи
Субботних годах сорок девять лет. И воструби трубою ("1DW; „рогом". — И. Т.) в седьмой
месяц, в десятый (день) месяца, в День искупления вострубите трубою по всей земле
вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу (T1Y7; „освобождение",
„вызволение". — И. Г.)58 на земле всем жителям ее; да будет это у вас Юбилей (?2V, Йовел;
55 Это не распространяется на чужеземцев, поскольку их поля в этом году засеваются, и, следовательно,
соответствующие экономические затруднения их не стесняют.
56 Если раб «пришел один, пусть один и выйдет; если же женатый он, то выйдет с ним и жена его. Если
господин его даст ему жену (sc. нееврейку [ханаанеянку]; ср. Лев. 25:41 [ср. также ст. 44-46], Втор. 15:17. —
И. Т.), и она родит ему сыновей и дочерей, то жена и дети ее остаются у господина ее, а он выйдет один. Если
же раб скажет: „Люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю", — то пусть господин его
приведет его пред судей (DTiVnH; ср., например, Пс. 81 [82]: 1—2, 6; или „духов предков". — И. Т.), и поведет
его к двери или к косяку, и проколет ему господин его. ухо шилом, и будет он служить ему вечно» (Исх. 21:3—6;
см. также Втор. 15:16-17).
Раб не должен уходить от господина своего с пустыми руками. «Снабдить должен ты его от скота твоего,
от гумна твоего и от точила твоего, из того, чем благословил тебя ГОСПОДЬ, Бог твой, дай ему. И помни, что
<и> ты был рабом в земле египетской, и искупил тебя ГОСПОДЬ, Бог твой; потому я (т. е. Моисей. — И. Т.)
заповедаю это ныне» (Втор. 15:14-15).
О законодательстве Пятикнижия, касающемся рабов, см., например: Шифмаи. Правовое положение
рабов в Иудее по данным библейской традиции, passim.
57 Мы знаем о ригористичном соблюдении евреями Субботнего года в эпоху Второго Храма (см.,
например, Неем. 10:32[31]; 1 Маш. 6:20-49, 53; Иосиф Флавий, Иудейские древности, XI, 8, 6; XIII, 8, 1; XIV, 16, 12;
XV, 1, 2). В эпоху эллинизма и римского господства в Иудее чужеземные власти при налогообложении
учитывали, что в Субботний год евреи не производили сельскохозяйственной продукции; в то время как, например,
Александр Македонский и Юлий Цезарь освобождали евреев в этот год от налога, римский император Адриан
после подавления восстания Бар-Кохбы специально взыскивал его.
Рабби Гиллель Старший ввел т. наз. просбол: в Субботний год отмене не подлежат заработная плата,
долг за товары, приобретенные в кредит, ссуда под заклад, закладное обязательство и денежное обязательство,
переданное в суд для взыскания задолженности (Вавилонский Талмуд, Гиттин, 36a-b, 37a-b). После поражения
восстания Бар-Кохбы законоучители допускали все большие послабления в соблюдении Субботнего года.
(Начиная с Субботнего года, соответствующего 1917 году христианского летоисчисления, Верховный
раввинат Эрец-Исраэль (Палестины), а затем государства Израиль придерживается следующей позиции: накануне
Субботнего года осуществляется формальная продажа сельскохозяйственных угодий Израиля нееврею, что
позволяет обрабатывать эти угодья в Субботний год и использовать их плоды.)
58 В тексте Иез. 46:17 Юбилейный год назван «годом Освобождения» (ТЛТЛ T\W). Ср. также Ис, гл. 61.