История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
I. Кодекс святости
339
Второзаконие 15:1-11 содержит также предписание установить к концу семилетия
прощение, отпущение (ПО?Э№; шемитта) долгов израильтян55, и предостерегает от того,
чтобы приближение Субботнего года служило причиной отказа беднякам в ссуде.
Предполагают также, что существует связь между предписанием оставлять урожай
седьмого, Субботнего, года нуждающимся и требованием освобождать еврейских рабов
и рабынь на свободу на седьмой год, после их шестилетней службы (см. Исх. 21:2-6;
Втор. 15:12-18 [здесь данное предписание следует непосредственно вслед за
установлением о Субботнем годе])56; ибо сыны Израилевы — рабы ГОСПОДА, которых Он вывел
из земли египетской (Лев. 25:42, 55)57.
В 25-й главе книги Левита содержатся также постановления о Юбилейном годе. «И
насчитай себе семь Субботних лет, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя в семи
Субботних годах сорок девять лет. И воструби трубою ("1DW; „рогом". — И. Т.) в седьмой
месяц, в десятый (день) месяца, в День искупления вострубите трубою по всей земле
вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу (T1Y7; „освобождение",
„вызволение". — И. Г.)58 на земле всем жителям ее; да будет это у вас Юбилей (?2V, Йовел;
55 Это не распространяется на чужеземцев, поскольку их поля в этом году засеваются, и, следовательно,
соответствующие экономические затруднения их не стесняют.
56 Если раб «пришел один, пусть один и выйдет; если же женатый он, то выйдет с ним и жена его. Если
господин его даст ему жену (sc. нееврейку [ханаанеянку]; ср. Лев. 25:41 [ср. также ст. 44-46], Втор. 15:17. —
И. Т.), и она родит ему сыновей и дочерей, то жена и дети ее остаются у господина ее, а он выйдет один. Если
же раб скажет: „Люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю", — то пусть господин его
приведет его пред судей (DTiVnH; ср., например, Пс. 81 [82]: 1—2, 6; или „духов предков". — И. Т.), и поведет
его к двери или к косяку, и проколет ему господин его. ухо шилом, и будет он служить ему вечно» (Исх. 21:3—6;
см. также Втор. 15:16-17).
Раб не должен уходить от господина своего с пустыми руками. «Снабдить должен ты его от скота твоего,
от гумна твоего и от точила твоего, из того, чем благословил тебя ГОСПОДЬ, Бог твой, дай ему. И помни, что
<и> ты был рабом в земле египетской, и искупил тебя ГОСПОДЬ, Бог твой; потому я (т. е. Моисей. — И. Т.)
заповедаю это ныне» (Втор. 15:14-15).
О законодательстве Пятикнижия, касающемся рабов, см., например: Шифмаи. Правовое положение
рабов в Иудее по данным библейской традиции, passim.
57 Мы знаем о ригористичном соблюдении евреями Субботнего года в эпоху Второго Храма (см.,
например, Неем. 10:32[31]; 1 Маш. 6:20-49, 53; Иосиф Флавий, Иудейские древности, XI, 8, 6; XIII, 8, 1; XIV, 16, 12;
XV, 1, 2). В эпоху эллинизма и римского господства в Иудее чужеземные власти при налогообложении
учитывали, что в Субботний год евреи не производили сельскохозяйственной продукции; в то время как, например,
Александр Македонский и Юлий Цезарь освобождали евреев в этот год от налога, римский император Адриан
после подавления восстания Бар-Кохбы специально взыскивал его.
Рабби Гиллель Старший ввел т. наз. просбол: в Субботний год отмене не подлежат заработная плата,
долг за товары, приобретенные в кредит, ссуда под заклад, закладное обязательство и денежное обязательство,
переданное в суд для взыскания задолженности (Вавилонский Талмуд, Гиттин, 36a-b, 37a-b). После поражения
восстания Бар-Кохбы законоучители допускали все большие послабления в соблюдении Субботнего года.
(Начиная с Субботнего года, соответствующего 1917 году христианского летоисчисления, Верховный
раввинат Эрец-Исраэль (Палестины), а затем государства Израиль придерживается следующей позиции: накануне
Субботнего года осуществляется формальная продажа сельскохозяйственных угодий Израиля нееврею, что
позволяет обрабатывать эти угодья в Субботний год и использовать их плоды.)
58 В тексте Иез. 46:17 Юбилейный год назван «годом Освобождения» (ТЛТЛ T\W). Ср. также Ис, гл. 61.