История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
238
Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
хо II двинулся «путем моря» на помощь остаткам ассирийской армии, сражавшейся с
вавилонянами у Харрана в верховьях Евфрата (в северной Сирии). Иошийаху — по
неизвестной нам причине, возможно, имея какие-то договоренности с Вавилонией —
выступил со своей армией наперерез египетской армии и подошел к Мегиддо. В битве
Иошийаху был тяжело ранен и скончался от ран. Погребен он был в Иерусалиме, «в
гробницах отцов своих» (2 Цар. 23:29; 2Хр. 35:20-24).
Любовь народа к царю Иошийаху выразилась в обилии плачевных песен,
сочиненных и пропетых в воспоминание о нем в Иерусалиме и по всей Иудее; среди них была и
плачевная песнь пророка Иеремии. Эти сочинения были включены в недошедшую до
нас книгу Плачевных песен {2Хр. 35:24-25). Некоторые исследователи полагают, что
при написании книги Иова — истории страдающего праведника — ее автор мог иметь в
виду и трагическую судьбу благочестивого иудейского царя Иошийаху. Деятельность
Иошийаху оценивалась иудейской традицией крайне высоко и века спустя. Например, в
начале II в. до н. э. благочестивый житель Иерусалима Йехошуа Бен-Сира дает
следующую красноречивую характеристику иудейского царя:
Имя Иошийаху — как фимиам благоуханный,
-109
искусно приготовленный трудом составителя мастей:
для неба как мед сладко упоминание о нем
и как песнь на пиру с вином.
Он был опечален110 из-за нашего отступничества
и истребил мерзости тщеты;
и он всецело обратил к Богу сердце свое
и во дни насилия поступал благочестиво (49:1-3)111.
Последние цари Иудеи. Разгром Иудеи, падение Иерусалима и разрушение Храма
вавилонянами. Пророк Иеремия
Фараон Нехо II, возвращаясь в Египет после одержанной им победы у Харрана,
сверг с иудейского трона процарствовавшего всего три месяца в 608 г. до н. э. сына
Иошийаху Иехоахаза и отвел его в плен в Египет, где тот и умер. Вместо него фараон воца-
рил его старшего брата Йехойакима (Элйакима) (608-598). Иудея вынуждена была
выплатить египтянам дань в талант золота и сто талантов серебра, для чего новый царь
ввел особый налог, собираемый с населения (2 Цар. 23:33, 35; 2Хр. 36:1-4). Библия
характеризует Йехойакима как нечестивого правителя. Согласно тексту Мер. 26:20-23,
Йехойаким убил пророка Урийаху, сына Шемайаху. Это второй случай,
зафиксированный в Библии, когда иудейский царь оказался виновен в смерти пророка ГОСПОДА. Как
109 Букв.: «посоленный» (ср. Лев. 2:13).
П0Эмендация.
111 Каирская гениза, рукопись В.