История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
/ Кодекс святости
335
сматривается как продолжение Пасхи . В тексте Лев. 23:9-21 относительно этого
праздника мы читаем: «И сказал ГОСПОДЬ Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и
скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то
принесите первый сноп (17ЭУ; 'омер. — И. Т.) жатвы вашей к священнику. И вознесет он
этот сноп пред ГОСПОДОМ, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день
праздника (ГОФП ГЛПЯЯ; букв, „от дня, следующего за Субботой"; или „после Субботы". —
И. Т.) вознесет его священник. И в день возношения снопа принесите во всесожжение
ГОСПОДУ агнца однолетнего, без порока. И с ним хлебного приношения две десятых
части (эфы) пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение ГОСПОДУ, в приятное
благоухание, и возлияния к нему четверть хина38 вина. Никакого (нового) хлеба, ни
сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношение
Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших.
Отсчитайте себе от дня, следующего за праздником (Л2и?П ГЛПЯЯ), от того дня, в который вы
приносите сноп возношения (П0"1!1Г1П 1ГЭУ; или „сноп потрясания"; 'омер хат-тенуфа. —
Я. Г.), семь полных недель, до (первого) дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят
дней, (и тогда) принесите новое хлебное приношение ГОСПОДУ. От жилищ ваших
приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей (эфы)
пшеничной муки, и должны быть испечены с закваской, (как) первые плоды (D*H"D;2;
„первинки".— И. Т.) ГОСПОДУ. Вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока,
однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов; да будет это во
всесожжение ГОСПОДУ, и хлебное приношение и возлияние к ним, в приношение, в приятное
благоухание ГОСПОДУ. Приготовьте также из (стада) коз одного козла в жертву за грех, и
двух однолетних агнцев в жертву мирную. И вознесет их священник при хлебах первого
плода возношением пред ГОСПОДОМ, вместе с двумя агнцами: и будет это святынею
(UH|7; „посвящением". — И. Т.) ГОСПОДУ; священнику, (который возносит, это
принадлежит). И созывайте (народ) в этот день, священное собрание (ЕПр ЮрЯ) да будет у вас,
никакой трудовой работы не делайте: это— постановление вечное во всех жилищах
ваших в роды ваши». Согласно традиционной раввинистической интерпретации текста
Лев. 23:15, под термином ГШ?П («отдохновение», «Суббота») здесь имеется в виду
первый день Пасхи, т. е. 15 нисана по иудаистскому послепленному лунному календарю, и,
следовательно, фразу ТО№7[ ГЛП7ЭЯ следует понимать как «от дня, следующего за первым
днем Пасхи»; таким образом, т. наз. отсчет 'омер — отсчет семи полных недель до
праздника Шавуот — начинается, по традиционному исчислению, со второго дня
Пасхи, т. е. 16 нисана, когда в Скинию (а позднее в Иерусалимский Храм) приносили сноп
нового урожая — 'омер ('омер хат-тенуфа). Сам праздник отмечается 6 сивана по
лунному календарю. В отличие от этого понимания стиха Лев. 23:15, кумраниты-ессеи
интерпретировали фразу ЛЗ^П ГЛПЯй как указание на первое воскресенье после окончания
Аналогичного взгляда придерживался и Иосиф Флавий.
Ок. 0,9 л.