История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VII Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль
221
Во дни Уззийаху произошло сильнейшее землетрясение, о котором помнили века
спустя (Ам. 1:1; Зах. 14:5).
В 1931 г. на квадратной каменной плите (длина стороны — 35 см) из коллекции
Русского археологического музея, расположенного на Масличной горе в Иерусалиме,
была обнаружена надпись на арамейском языке: «Сюда были перенесены кости Уззий-
иу, царя иудейского — не открывать!»47 Палеографически надпись может быть
датирована I в. до н. э. — I в. н. э.; вероятно, она была выполнена в то время, когда останки
царя переместили, по неизвестной причине, на новое место покоя. Ныне погребальная
плита хранится в Израильском музее в Иерусалиме.
Военные конфликты по смерти Уззийаху. Нечестивое правление Ахаза
Библия отмечает строительную активность сына Уззийаху, царя Йотама (750-731),
а также его успешную кампанию против аммонитян. Судя по 2 Цар. 15:37, при этом царе
начинаются столкновения Иудеи с арамейским и израильским царствами. Вероятно,
израильтяне и сирийцы хотели заставить Йотама, отошедшего (возможно, еще при жизни
своего отца Уззийаху) от антиассирийской коалиции, вновь присоединиться к
союзникам. Показательно, что в списке ассирийских данников этого периода, — где
упоминаются имена Рецина И, царя Дамаска и «Менахема из Самарии», т. е. израильского царя
Менахема, — Иудея не названа.
Фраза 2 Хр. 27:2 «только он не входил в Храм ГОСПОДЕНЬ» (чтобы совершить
священнодейство?) может быть понята в том смысле, что царь Йотам оставил попытки
своего отца Уззийаху выполнять некоторые священнические функции (ср. 2 Хр. 26:16-20).
Сын Йотама Ахаз (735-715) впал в идолопоклонство, в частности в ба'ализм, и
даже провел сына своего через огонь {2 Цар. 16:2-4; 2 Хр. 28:1-4). Арамейский царь Ре-
цин II и израильский царь Пеках организовали поход против Иерусалима, дабы не
только заставить Иудею и ее царя Ахаза вновь вступить в антиассирийскую коалицию, но
даже попытаться свергнуть династию Давида (ср. Ис. 7:6); этот конфликт получил в
литературе название сиро-эфраимитской войны. Царь Иудеи решает обратиться за
помощью к Ассирии, послав Тиглатпаласару III дары из сокровищниц Храма и дворца (2 Цар.
16:7-8; 2Хр. 28:16). Ассирийский царь, войска которого находились в Сирии, двинул их
на Дамаск. После двухлетней осады город пал, а Арам был превращен в ассирийскую
провинцию (732 г. до н. э.). Сокрушительный удар был нанесен ассирийцами и по
Израильскому царству (см. ниже).
Вышеупомянутое подношение Ахаза Тиглатпаласару упоминается и в ассирийской
надписи последнего48. Обращает на себя внимание тот факт, что в ассирийской надписи
иудейский царь упомянут под именем Йа-у-ха-зи, resp. евр. Иехоахаз. Полагают, что
47 Albright W. F. The Discovery of an Aramaic Inscription Relating to King Uzziah // BASOR 44 (1931). P. 8-
10 и ill(s).
48 ANET. P. 282a.