История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава VII Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль
231
Сын Менашше Амон (641-639) впал в те же идолопоклоннические грехи, что и его
отец до своего раскаяния. В результате заговора, составленного приближенными Амона,
царь был убит в своем дворце.
Царь Йошийаху и религиозная реформа в Иудее
I
Иудейский царь Йошиайху (639-608) знаменит, прежде всего, своей религиозной
реформой, в результате которой монотеизм YHWH-ГОСПОДА полностью утвердился во
всем иудейском обществе и был установлен единый централизованный культ
YHWH ГОСПОДА в Иерусалимском Храме. В центре реформы стоит обнаруженная в 621 г.
до н. э. первосвященником Хилкийаху в Иерусалимском Храме «Книга Учения (Торы)»
(ПТШ ISO)81. До нас дошли две версии, в которых описываются обстоятельства
обнаружения Книги Учения и проведение царем Йошийаху религиозной реформы: тексты
Второй книги царей 22:1-23:28 и Второй книги Хроник 34:1-35:19. В первом пассаже
говорится следующее:
Восьми лет был Йошийаху, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в
Иерусалиме; имя матери его Йедида, дочь Адайи, из Боцкаты. И делал он правильное в
очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни
направо, ни налево. В восемнадцатый год царя Йошийаху, послал царь Шафана, сына Ацал-
йаху, сына Мешуллама, писца, в Дом Господень, сказав: пойди к Хилкийаху,
первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в Дом Господень, которое
собрали от народа стоящие на страже у порога, и пусть отдадут его в руки производителям
работ, приставленным к Дому Господню; а те пусть раздают его работающим в Доме
Господнем, на исправление повреждений Дома, плотникам и строителям, и
каменщикам, и на покупку деревьев и тесаных камней для укрепления Дома; впрочем, не
требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. И
сказал Хилкийаху, первосвященник, Шафану, писцу: Книгу Учения (ППЛП 1DD) я нашел
в Доме Господнем. И подал Хилкийаху книгу Шафану, и он читал ее. И пришел Ша-
фан, писец, к царю, и принес царю ответ, и сказал: расплавили рабы твои серебро,
найденное в Доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к Дому
Господню. И возвестил Шафан, писец, царю, говоря: Книгу дал мне Хилкийаху,
священник. И читал ее Шафан пред царем. Когда услышал царь слова Книги Учения, то
разодрал одежды свои. И повелел царь Хилкийаху, священнику, и Ахикаму, сыну Шафа-
нову, и Ахбору, сыну Михайи, и Шафану, писцу, и Асайи, слуге царскому, говоря:
Пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах этой найденной
Книги; потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слуша-
81 Высказывалось предположение, согласно которому перстень-печатка с палеоеврейской надписью
«(Принадлежит) Ханану, сыну Хилкийаху, священнику (hkhn; или „сыну Хилкийаху-Священника"(?))» мог
принадлежать сыну первосвященника Хилкийаху. См.: Elayi J. Name of Deuteronomy's Author Found on Seal
Ring // BAR, Sept./Oct. 1987. С 54-56 (ср.: Eodem. Le sceau de pretre Hanan, ills de Hilqiyahu // Sem 36 (1986).
P. 43-46).