История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава I. Эпоха патриархов
33
тей», «дающая рождение (жизнь)» ) в конечном счете восходит представление о
создании Женщины-Праматери Евы из ребра (У*?¥) Человека-Праотт Адама74.
Теперь об Адапе. Он был жрецом-правителем Эриду, самого древнего из городов
Вавилонии. Энки-Эйя создал его «как образец человека» и наделил его мудростью (ср.
Иез., гл. 28; Иов. 15:7-8). В обязанности Адапы входило, кроме прочего, снабжать богов
рыбой. Однажды Южный Ветер перевернул его лодку, и Адапа, разгневавшись, сломал
этому Ветру крыло. Верховный бог Ану повелел Адапе явиться к нему на небеса, дабы
держать ответ за содеянное. Энки-Эйя советует сыну не прикасаться к хлебу и воде,
которые ему будут предложены на небесах, ибо они принесут ему смерть. Так он и сделал,
отказавшись от предложенного Ану по законам гостеприимства угощения. Верховный
бог сообщил Адапе, что этим поступком последний лишил себя бессмертия, ибо ему
были предложены хлеб и вода жизни. Конец таблички сломан, но контекст
предполагает, что Ану простил Адапе содеянное с Южным Ветром и отправил его обратно на
землю. Итак, подобно тому как библейское Древо Жизни остается в запредельном для
земного человека Саду 'Эдена, в мифе об Адапе, пища, дающая бессмертие, также
находится в потустороннем, небесном мире. Напомним, что и в эпосе о Гильгамеше растение
молодости произрастает на дне Океана, т. е. также в неземном мире.
3. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АВРААМА ИЗ МЕСОПОТАМИИ В ХАНААН
/. Хеврон и Цоан
Говоря о фигуре Авраама (Аврама), следует отметить, что его имя встречается в
Библии только как имя собственное, в отличие от имен его ближайших потомков —
Исаака, Йакова-Израиля и его двенадцати сыновей, которые используются и как
обозначения колен и местностей75. Согласно книге Бытия 11:31, 15:7 и книге Неемии 9:7,
Авраам с семьей проживал в «Уре халдейском (халдеев)» в Южной Месопотамии. Данное
наименование города — анахронизм. Халдеи появляются в Вавилонии ок. 1100-1000 гг.
до н. э., и название «Ур халдейский», скорее всего, могло возникнуть не ранее IX в. до
н. э. Ур, переживавший упадок во II тысячелетии до н. э., стал возрождаться при послед-
3 Ее называли также «Владычеца матки» (be-lit re-e-me), и ее эмблема, напоминающая по форме
греческую букву «омега» (Q), убедительно интерпретируется на основе египетских параллелей как изображение
коровьей матки. См.: Frankfort Н. A Note on the Lady of Birth // JNES, 3 (1944). P. 198 ff.; Якобсен Т. Сокровища
тьмы. История месопотамской религии / Пер. с англ. С.Л.Сухарева. Отв. ред. И. М. Дьяконов. М., 1995.
С. 124 ел.
См.: Крамер С. Н. История начинается в Шумере / Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. 2-е изд.
Предисловие, переводы поэтических текстов и комментарии В. К. Афанасьевой. М., 1991. С. 152. Краткое содержание
мифа об Энки и Нинхурсаг и соответствующие рассуждения С. Н. Крамера приводятся в ч. II, гл. III, 2, II.
См. ниже в данной главе.