История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава II Израиль в Египте
67
Сетх также управлял пустыней вне Египта. Идентификация Сутеха с Сетхом могла
произойти не только по функциональному признаку, но и чисто по созвучию. Но кто же
такой сам Сутех? Думается, это не кто иной, как аморейский Суту (Шуту; евр. Set) —
обожествленный предок-эпоним сутиев63. Именно этим и можно объяснить тот факт, что
египтяне называли гиксосов (как в период их пребывания в Египте64, так и позже)65
«сетхами»/«сутехами» (т. е. сутиями?!); ханаанейско-сирийских и анатолийских богов в
эпоху Нового царства также называли «Сетхами»66.
Гиксосы почитали также ханаанейских божеств Решефа, Хорона, Астарту-Кудшу67.
3. ВИЗИРЬ ИОСИФ И ФАРАОН В БЫТИИ 37, 39-50.
ВИЗИРЬ 'АПЕР-ЭЛ И ФАРАОН ЭХНАТОН
I
При каком же гиксосском царе Иосиф и Йаков с семейством (или их прототипы)
могли появляются в Египте? Попытаться найти ответ на данный вопрос, как кажется,
позволяет сопоставление текстов книги Бытия 15:13 и книги Исхода 12:40-41. Согласно
первому пассажу, израильтяне были угнетаемы в стране египетской четыреста лет;
согласно же второму — они обитали в Египте четыреста тридцать лет. В книге Бытия
нашла также отражение традиция, согласно которой Йаков-Израиль с семейством
прибыл в Египет через тринадцать лет после того, как туда попал Иосиф (ср. 37:2 и 41:46).
Таким образом, согласно зафиксированной в Пятикнижии традиции, благополучие
евреев в Египте длилось лишь три десятилетия68. Если попытаться соотнести данную
библейскую хронологию с правлением этнически родственных евреям гиксосов в Египте, то
поселение Израиля в этой стране следовало бы отнести к заключительному этапу гик-
сосского владычества в Египте, к царствованию 'Апопи 'Аауссеры (ок. 1600-ок. 1542 гг.
до н. э.). Около 1540 г. до н. э. Яхмос I — основатель XVIII династии и Нового
царства — положил конец господству гиксосов в стране65.
И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа (Исх. 1:8).
См. выше, гл. 1,1,1,1.
64 См., например, «Табличку Карнарвона».
65 А в последующем и вторгавшихся в Египет ассирийцев и персов; т. е. этот термин стал употребляться
египтянами по отношению к азиатским завоевателям и их богам.
Существует мнение, согласно которому «гиксосский Сутех в своей основе был египетским божеством,
приобретшим чужеземный колорит» (Коростовцев. Религия древнего Египта. С. 113).
См. далее, например: Stadelmann R. Syrisch-palastinensische Gottheiten in Agypten. Leiden, 1967.
Ср.: Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 236.
'Апопи, вероятно, умер незадолго до полного изгнания гиксосов из Египта.