История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
136 Часть I. История Древнего Израиля и Иудеи
II
В 1967 г. в Телль Дейр 'Алла в Заиорданье, в средней части долины Иордана,
приблизительно в 1,5 км к северу от реки Йаббок, были обнаружены многочисленные фрагменты
надписи, выполненной черными (некоторые фрагменты — красными) чернилами на
штукатурке87. По-видимому, надпись была сделана на внутренних стенах местного храма или
на стенках жертвенника. К сожалению, удалось реконструировать лишь незначительную
часть памятника, причем и здесь осталось много лакун. Надпись была сделана на одном из
древнеарамейских (или ханаанейских?) диалектов в VIII в. до н. э., однако, это лишь копия
текста, созданного столетиями раньше. Найденные фрагменты оказались частью книги
(spr) «Бил'ама, сына Бе'орова, провидца богов», по-видимому, являвшейся священным
писанием местного языческого храма. В тексте упоминается, в частности, о видении
Бил'ама, касающемся собрания (совета) богов (ср. 1 Цар. 22:19-23; Мер. 23:18-22);
последние обозначаются как 'lhn, «боги» и sdyn, вероятно, «демоны» (ср. Втор. 32:17; Пс.
106[105]:37). По мнению некоторых исследователей, данные наименования употреблены
для обозначения двух враждующих групп богов: 'lhn относятся к людям благожелательно,
a sdyn — склонны их уничтожить. В реконструированных отрывках излагаются также
деяния богини плодородия крупного рогатого скота Шегер (sgr) и бога плодородия
Аштара (its'); в тексте I, 2, возможно, упоминается бог 'Эл ('1). В сохранившихся
фрагментах надписи из Телль Дейр 'Алла содержатся некоторые нравственные
go OQ QQ
увещевания , образное выражение запустения , социального переворота .
3. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗЕМНОГО ПУТИ МОИСЕЯ.
ПЕСНЬ МОИСЕЯ (ВТОР., ГЛ. 32) И БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОИСЕЯ (ВТОР., ГЛ. 33)
I
Поскольку Моисею не было суждено перейти реку Иордан и войти в землю
Ханаана, ГОСПОДЬ повелевает ему возложить руку свою на Иисуса Навина, «человека, в кото-
87 Надпись впервые опубликована в: Hoftizer J., Kooij G van der. Aramaic Texts from Deir 'Alia. Leiden,
1976. См. также, например: Caquot A., Lemaire A. Les textes arameens de Deir 'Alia // Syr 54 (1977). P. 189-208;
Rofe A. The Book of Balaam. Jerusalem, 1979 (иврит); Rouillard H. L'anesse de Balaam // RB 87 (1980). P. 5-37,
211-241; Idem. La pericope de Balaam (Nombres 22-24). La prose et les «oracles». Paris, 1985; DelcorM. Le texte de
Deir 'Alia et les oracles bibliques de Balaam // Supp. VT 32, Leiden, 1981. P. 52-73; Levine B. A. The Balaam Text
from Deir 'Alia: Historical Aspects // Biblical Archaeology Today. Jerusalem, 1985. P. 326-339; Lemaire A.
Fragments from the Book of Balaam at Deir Alia // BAR, Sept./Oct. 1985. P. 26-39; HackettJ. A. The Balaam Text. Chico,
1984; Idem. Some Observations on the Balaam Tradition at Deir 'Alia // В A 49 (1986). P. 16-22; Шифман И. Ш.
Ветхий Завет и его мир. М., 1987. С. 109-110, 202-203; HoftijzerJ., Kooij G. van der (eds.). The Balaam Text from
Deir 'Alia Reevaluated: Proceedings of the International Symposium Held at Leiden 21-24 August 1989. Leiden,
1991; Vuilleumier R. Bileam zwischen Bibel und Deir 'Alla//ThZ 52 (1996) 150-163.
88 Например: «Ты облачишься в одежду радости, если оставишь злость...»
89 «Там, куда овец гнал посох, (ныне) зайцы едят траву».
90 «Нищая будет приготовлять елей».