История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
290 Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения
истребления «вызывающих духов предков» и «знающих духов» (т. е. некромантов и
ведунов), чем с девтерономическим предписанием Втор. 18:11, согласно которому их
следует изгонять из своей среды. (Ср. I Сам. 28:3, 9.)88
В текстах Числ. 3:11-14, 40-51 и 8:16-19 говорится о замещении левитами
первенцев Израилевых, освященных Богом для Себя во время Исхода (см. Исх. 13:2, 12 и др.).
В замене первенцев левитами усматривают отголоски борьбы с языческим культом
предков: засвидетельствовано, что первенцы получали священный статус и играли
первостепенную роль в этом культе на древнем Ближнем Востоке89. Возможную причину
негативного отношения Библии к поклонению перешедшим в мир иной и попыткам
установить контакт с ними мы попытаемся выявить в ходе дальнейшего исследования
(см. ниже, особенно раздел V этой главы).
II «Деифиуикауж» духов предков (йуП*7Х)
Характерной особенностью ханаанейско-аморейских представлений о загробном
мире является идея «апофеоза» перешедших в потусторонний мир предков, прежде
всего, справедливых и доблестных властителей, героев, праведников, мудрецов. Эти
воззрения получили определенное распространение и в израильско-иудейском обществе.
Согласно ряду угаритских текстов, пребывавшие в обители богов духи почивших
обозначались как «боги» film, 'ilnym)90, «звездные боги» ('ilm kbkbm)91 и «[з]вездные
(существа)» ([dkjbkbm) «на небесах»92, «божественный(-е) предок(-ки)» ('il'ib, «бог отца»,
88 Ср. далее также: Лев. 19:27-28; Втор. 14:1-2; Ис. 15:2; Иез. 27:31; Mux. 1:16; Мер. 16:6.
89 Milgrom J. Numbers. The Jewish Publication Society Torah Commentary. Philadelphia; New York;
Jerusalem, 1990. P. XXXIII, XXXVI и Комментарии к Числ. 3:11-14.
90 Так же и в месопотамских (шумерских и аккадских) текстах перешедшие в мир иной подчас
обозначаются как «боги» (см., например: Toorn. Family Religion in Babylonia, Syria and Israel. P. 55 ff.) Вероятно, к
такого рода воззрениям восходят элементы «евгемеризма», засвидетельствованные в «Финикийской истории»
Филона Библского (см.: Евсевий Кесарийскии, Приготовление к Евангелию, I, 9, 29; 10, 6). Этот автор, в
частности, говорит о том, что для финикийцев «некоторые боги были смертными (sc. деифицированные
выдающиеся предки.— И. Т.), а некоторые бессмертными (т. е. собственно боги.— И Т.)». Ср. Иез. 28:2: «...за то,
что вознеслось сердце твое (имеется в виду царь Тира, возможно, Ба'ли II. — И. Т.) и ты говоришь: „Я бог
(VK), восседаю на седалище Божием (DTlVX; или "божием"; "богов". — И. Т.), в сердцевине морей"...» (см.
также 28:9; ср. ст. 14). См. также ниже, примеч. 92.
Древние римляне называли души почивших dii manes, т. е. «боги-маны» (например, Законы двенадцати
таблиц [451-450 гг. до н. э.], Цицерон и др.); аббревиатура «DM.» («dis manibus»), sc. «богам-манам»,
засвидетельствована на римских надгробных памятниках. Неопунийская билингва I в. до н. э. из Триполитаны
идентифицирует рефаимов именно с dii manes (см.: KAI. S. 117, Z. 1).
91 KTU 1.43:2-3.
92 Например, KTU 1.19:iv.24-25.
Ср. Ис. 14:13-14: «А говорил ты (имеется в виду „царь Вавилона". — И. Г.) в сердце своем: „Взойду на
небо, выше звезд Божиих (?$, ''ЗЭ'О) вознесу престол мой. И сяду на горе в общине (богов. — И. Т.), на краю
Севера. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"». Ср. также Дан. 12:3: «И вразумляющие
будут сиять, как сияние тверди, и обратившие многих к праведности— как звезды (D^WDD), вовеки, навсе-