История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава I. Эпоха патриархов
23
В связи с вероятными аморейскими корнями протоизраильтян и имеющими общие
истоки аморейскими и библейскими генеалогическими представлениями обратимся
далее к сопоставлению антропогенетических воззрений амореев-сутиев, дошедших до нас
в ассирийской и вавилонской версиях, и отдельными аспектами библейского
антропогенеза.
2. АМОРЕЙСКИЙ АДАМУ И БИБЛЕЙСКИЙ АДАМ
/. Интерпретация рассказа книги Бытия о грехопадении в свете
аморейско-сутийскш и ханаанейских (финикийских) генеалогий30
I
Согласно книге Бытия 2:4Ь-3:24 (по документальной гипотезе — т. наз. Яхвистская
версия30а Творения), Человек (ОЧКП ха-'адсш) был сформирован «из комьев31 красной
земли (ПЕ"Ш ха- 'адама)»22 и оживлен, одухотворен Дыханием ГОСПОДА. (Термин ОЧХП
ха-'адам употребляется для обозначения конкретного человека, но также и человека
30 О библейской концепции антропогенеза см. также в нашем издании: ч. II, гл. III.
30а См.: Вместо заключения. Краткий очерк библейской историографии. Пятикнижие. Документальная
гипотеза.
31 По поводу данного перевода см.: Speiser E. A. Genesis. New York, 1982. P. 16.
2 В связи с текстом Быт. 2:7 И. М. Дьяконов замечает: «Уже давно замечено, что 'adam „человек"
соотносится с 'adamah „земля, почва" (<*'adam-at-) таким же образом, как лат. homo соотносится, с^ лат. humus
^^jaoaj^a*^- Зто, конечно, связано с мифом о сотворенйТГчеловека-тттТТрхХзШпи: "Надо заметить, однакбГчто
*'adam-at- означало первоначально не любую почву, а только красную землю, от корня 'dm „быть красным".
Далее, рассматривая возможные афразийские параллели, И. М. Дьяконов отмечает, что особенно
красноречивым является «египетское inm, безусловно происходящее из того же корня, но означающее „красная кожа". На
ум приходят кирпично-красные тела людей в протоафразийской наскальной живописи Сахары и в египетской
настенной живописи. В обоих случаях это отличительная черта мужских фигур, контрастирующих с желтым
цветом женских тел. Слово 'adam- „кожа, шкура" известно в арабском и кушитском. Таким образом, ясно, что
как само слово 'adam- ('anam-) „человек", так и, очевидно, его связь с „красным", „красной кожей" и 'adam-at-
„красной землей" (возможно, имеется в виду как бы красная кожа „тела земли"?) унаследованы из
общеафразийского языка». Почвы красного цвета в Западной Азии встречаются редко (к примеру, красновато-
коричневая земля палестинского и финикийского побережья, ржаво-красный песчаник западного Эдома,
коричнево-красные камни Синая). «Совсем наоборот обстоит дело в Африке, где мы с достаточным на то
основанием ищем теперь прародину афразийцев: почва красного цвета там обычное явление почти повсеместно, за
исключением черноземных наносов нильской долины. Последняя, впрочем, была заселена в послеафразийский
период». Поэтому И. М. Дьяконов «склонен думать, что сотворение „красного" Адама из красной земли — это
сюжет, восходящий к досемитским, а именно к общеафразийским, временам» (Праотец Адам. С. 52).
[Платон в Государстве, III, 414с-415с упоминает о финикийском мифе, в котором, в частности,
рассказывается о том, как бог вылепил людей из земли.]