История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава III. Исход из Египта. Моисей
89
Начинающееся с первой половины IX в. до н. э. интенсивное распространение в
Израильском царстве политеистического идолопоклоннического культа и обрядов тирско-
сидонского Ба'ала вызывает резкую активизацию борьбы за очищение религии Яхвизма
от каких бы то ни было элементов «ба'ализма», как в сущностных аспектах, так и в
обрядности, символике, лексике. Последнее находит свое отражение, в частности, в резких
выпадах против «культа тельца», а также отказ от употребления термина Ба'ал-
«Господин» по отношению к YHWH, о чем подробнее мы поговорим ниже (ч. I, гл. VII,
2).
4. «ОТПУСТИ НАРОД МОЙ»
Религиозная ситуация в Египте в царствование Рамсеса II
Целый ряд вопросов, связанных с библейским описанием обстоятельств Исхода
евреев из Египта, представляются, на первый взгляд, крайне трудноразрешимыми.
Например, на что рассчитывает Моисей, настойчиво прося фараона отпустить народ в
пустыню, на три дня пути, дабы совершить праздничное паломничество (ДП, хаг), служение и
принести жертвы ГОСПОДУ Богу?63 Фараон, отпуская израильтян совершить служение
ГОСПОДУ в пустыне, просит их помолиться о нем (Исх. 8:24[28]) и благословить его
(Исх. 12:32). Израильтяне не только нашли милость в глазах части египтян, несмотря на
поразившие страну катаклизмы в результате казней египетских (см. ниже), но и, уходя,
получили от них золотые и серебряные вещи и одежду (см. Исх. 3:21-22, 11:3, 35-36)64.
Часть подданных фараона боялась ГОСПОДА (Исх. 9:20), «и множество разноплеменных
людей» даже «вышли» с израильтянами из Египта, дабы совершить с ними
паломничество и принести жертвы Богу (Исх. 12:38)65. В то же время в земле Раамсес проживали
и иные египтяне, которые смертельно ненавидели и категорически отвергали
религиозные воззрения израильтян (см., например, Исх. 8:21—23[25—27]66).
Религиозная ситуация в Египте, прежде всего, в земле Раамсес, нашедшая свое
имплицитное отражение в главах 5-12 книги Исхода, вполне соответствует тому, что
известно о религиозной политике фараона Рамсеса П. Но прежде чем перейти к ее
рассмотрению, отметим, что без разрешения египетских властей выйти большой массе
людей с территории столичного округа и окрестных областей, где концентрировались
большие воинские подразделения египтян, было практически невозможно. В этой связи
показателен один документ, датирующийся периодом правления фараона Мернептаха
(1212-1200), т. е. временем, когда могущество XIX династии уже начало клониться к
63 См. Исх. 5:1, 3, 7:16, 26 [8:1], 8:23-24[27-28], 10:3, 24-26, 12:31; см. также 3:18, 8:16 [20], 9:1, 13.
64 Ср.: Galpoz-Feller P. Silver and Gold, Exodus 3:22 // RB 109 (2002). P. 197-209.
65 Ср. Лев. 24:10 ел.
66 Судя по данному тексту, фараон, допускавший богослужение евреев на территории столичного округа,
был, скорее, ближе к первой группе египтян земли Раамсес.