История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава I
БИБЛЕЙСКИЙ КРЕАЦИОНИЗМ
i
Описание Творения мироздания представлено в книге Бытия в двух версиях: 1:1-
2:4а (версия Священнического источника) и 2:4Ь-25 (Яхвистская версия).
Интерпретация описания космогенеза в 1-й главе книги Бытия вызывает значительные затруднения.
Так, в стихе 1-м говорится, что «в начале» (ГР1УЮ2), т. е. в первый День Творения,
«сотворил Бог небо и землю2 ОрКП ГЖТ О'ЧЭШП ПК DVlVN N13)». Из дальнейшего же
повествования явствует, что «небо» было сотворено только во второй День (ст. 6-8), а «земля»
— в третий (ст. 9-10). Кроме того, как отмечал еще римский император Юлиан3, в Быт.,
гл. 1 ничего не говорится о сотворении Богом тьмы, первозданного Океана {синод.
«бездны») и других вод (ср. 1:2: «...и тьма над Океаном; и Дух Божий [возможна
интерпретация: «сильный ветер». — И. Т.]4 (про)носился над водами»)5; отсюда Юлиан, как и
ряд современных ученых6, делает вывод, что, согласно библейской космогонии, Бог
«лишь упорядочил существовавшую до того материю». Думается, что прояснить
проблему позволяет допущение, согласно которому еврейское «небо и земля» в стихе 1-м
Бытия является «калькой» с шумеро-аккадского понятия ан-ки, букв, «небо-земля»,
служившего для обозначения всей Вселенной7. Например, в древнемесопотамском эпосе
творения «Энума элиш» бог Мардук нарекается другими богами именем Lugal-dimmer-
an-ki-a, «Царь богов неба-и-земли», т. е. царь Вселенной. Древним египтянам мироздание
в целом тоже представлялось как «небо-и-земля». Термин «небо-и-земля» в значении
1 По классификации О. Айссфельдта: Светский источник — Яхвист. (См.: Вместо заключения. Краткий
очерк библейской историографии. Пятикнижие. Документальная гипотеза.)
2 В Быт. 2:4b: D^DUH ]ПК («землю и небо»). В Самаритянском Пятикнижии и Сирийской версии: «небо
и землю».
3 Флавий Клавдий Юлиан (в христианской традиции «Отступник»; 361-363 гг.).
4 Ср., например: Ouro R. The Earth of Genesis 1:2: Abiotic or Chaotic (Part III) // AUSS 38 (2000). P. 59-67.
См. также ниже, IV.
5 Против христиан, кн. I.
6 Ср., например: Хук. Мифология Ближнего Востока. С. 93; Speiser. Genesis. P. 3, 12-13.
7 См., например: Крамер С. Н. История начинается в Шумере / Перевод с английского Ф. Л.
Мендельсона. 2-е изд. Предисловие, переводы поэтических текстов и комментарии В. К. Афанасьевой. М, 1991. С.
91; Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии / Перевод с английского С Л. Сухарева.
Ответственный редактор И. М. Дьяконов. М., 1995. С. 192 слл.; От начала начал. Антология шумерской поэзии
/ Вступительная статья, перевод, комментарии, словарь В. К. Афанасьевой. СПб., 1997. С. 21-22.