История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Глава III. Исход из Египта. Моисей
87
были поставлены люди нелевитского происхождения, «из народа» . «Культа тельца»
продолжают придерживаться и последующие израильские цари. Однако не исключена
возможность того, что Йаровам основывался на некоей традиции, известной в
североизраильских кругах в позитивной форме и восходящей к эпохе пребывания евреев в
Египте и периоду Исхода51. Телец же мог рассматриваться в Северном царстве лишь как
пьедестал, на котором незримо пребывало Божественное Присутствие (ср., например, Ос.
8:5-6, 10:5-6) в противоположность южной, иудейской, традиции, согласно которой
таким пьедесталом выступали керувы. Составители девтерономической истории 2
рассматривали деятельность Иаровама сквозь призму борьбы с культом Ба'ала во всех его
проявлениях и, таким образом, могли интерпретировать его религиозные реформы в
идолопоклонническом ключе. Показательно, что в послепленной книге Неемии 9:18 в
вышеприведенном лозунге, касающемся литого тельца, сделаны существенные в свете
нашей проблемы изменения: «Вот (ПТ; указат. мест. ед. ч., в отличие от Исх. 32:4, 8 (тЬН;
мн. ч.). — И. Т.) бог твой, который вывел тебя (*1*?!УП; глагол в форме ед. ч. — И. Т.) из
земли египетской!»; в данном контексте фраза однозначно отнесена к «литому тельцу».
Определенное представление об образе тельца дает обнаруженная в Северной
Самарии, в культовом месте, израильская бронзовая фигурка тельца (быка), датируемая
эпохой Судей (вероятно, XII в. до н. э.)53. Заметим также, что среди надписей на
обнаруженных на территории Самарии (столицы Северного царства) в 1908-1910 гг. острака,
датируемых большинством исследователей IX в. до н. э.54, встречается имя 'glyh (остра-
кон № 41), означающее «телец Господа».
II Б а 'ал
Выявляя возможные истоки идеи золотого тельца, можно допустить вероятность
сближения или даже идентификации в определенных кругах пребывавших в египетском
плену израильтян образа Бога Авраама, Исаака и Иакова с сутийско-гиксосским
Ба4алом/Сутехом, изображавшимся в древней восточносредиземноморской литературе и
иконографии в виде тельца (быка). Возможно также, что именно в период пребывания
израильтян в Египте по отношению к Богу начинает использоваться как один из
эпитетов термин «Ба'ал» (евр. VlD; букв, «господин», «владыка», «хозяин»). Во всяком
случае, с начала эпохи поселения евреев в Ханаане и в период ранней Монархии появляют-
501 Цар. 12:31, 13:33; 2Хр. 11:14-15, 13:9.
51 Ср., например: Cogan. 1 Kings. P. 358.
См. в нашем издании: Вместо заключения. Краткий очерк библейской историографии. Концепция
«девтерономической истории» и Исторические книги Библии.
53 См., например: Mazar A. The «Bull Site»: An Iron Age I Open Cult Site // BASOR 247 (1982). P. 27-42;
Idem. Bronze Bull Found in Israelite «High Place» from the Time of the Judges // BAR, Sept/Oct., 1983. P. 34^0.
Есть и более поздние датировки, вплоть до времени израильского царя Менахема (752-742). О
самаритянских острака см., например: Mazar A. The Historical Background of the Samaria Ostraca // The Early Biblical
Period. P. 173-188; Kaufman I. T. The Samaria Ostraca: An Early Witness to Hebrew Writing // BA 45 (1982).
P. 229-239; Idem. Samaria Ostraca // ABD. T. 5. P. 921-926.