История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
294 Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения
является знание добра и зла (ср., например, Быт. 3:22 и 5) и способность предсказывать
будущее (ср. I Сам. 28:7-19; Ис. 8:19):
Возвестите о знамениях будущего,
и мы будем знать, что вы боги (DTlVx);
приносите добро и зло,
и мы приглядимся и увидим103 вместе.
Но вы — ничто,
и дело ваше — ничтожно;
мерзость тот, кто избирает вас104.
III Этимология термина «Израиль» в свете борьбы монотеистов
с ханаанейским культом духов предков
В Быт. 32:25-33 (Яхвист105) рассказывается о ночной борьбе Иакова с DTl^K, 'elo-
him у переправы через реку Йаббок106 в Заиорданье.
И остался Йаков один; и боролся некто (EPS; (некий) человек . — И. Г.) с ним до
R 108
восхода зари; но увидел тот, что не одолевает его, и тронул сустав бедра его ; и
вывихнулся сустав бедра Иакова, когда он боролся с ним. И сказал тот: «Отпусти меня,
ибо взошла заря». Но он сказал: «Не отпущу тебя, пока не благословишь меня». И
сказал ему тот: «Как имя твое?» И сказал он: «Иаков». И сказал ему тот: «Не Иаков должно
быть впредь имя твое, а Израиль (*7NW), ибо ты боролся (ГТИи?) с 'elohim (DTlVX) и
людьми (О^ЭХ), и превозмог». И спросил Йаков и сказал: «Скажи же имя твое». И
сказал тот: «Зачем это ты спрашиваешь об имени моем?» И благословил он его там. И
нарек Йаков имя месту тому: Пени'эл (VK4D; т. е. «Лик 'эла» (*?N). — И. Т.) , — «ибо
видел я 'elohim (DTlVx) лицом к лицу, но душа моя (т. е. жизнь моя. — И. Т.) спаслась» ,
И взошло над ним солнце, когда он проходил Пену'эл (VN13D), и он хромал на бедро
свое. Поэтому не едят сыны Израилевы сухожилия, которое у сустава бедра, до сего дня,
ибо коснулся (тот) в суставе бедра Иакова сухожилия.
103 При иной огласовке и интерпретации: «и мы изумимся и испугаемся». В кумранском тексте lQIsa
вместо масоретского ПУПИШ («и мы приглядимся») написано nVD^I, «и мы услышим».
104 В связи с затронутой темой отметим также, что в кумранских фрагментах т. наз. «Гимна
самовосхваления» 4Q49Y\ 1 (и его более поздней редакции, зафиксированной в Благодарственных гимнах 4Q431, 1,
4Q427, 7, 1, IQIf 25:35-26:10) и «Песен субботнего всесожжения» {4Q ShirShabb, 11Q ShirShabb) термин
D^Vs, по всей вероятности, употребляется не только для обозначения ангелов, но и духов почивших
праведников, вознесшихся на небеса (см.: Tantlevskij. Melchizedek Redivivus in Qumran. P. 52-56, 68).
105 По О. Айссфельдту — Светский источник (L).
106 Совр. Нахр аз-Зарка, река, впадающая в Иордан.
107 LXX: avQpanoc,.
108 Вероятно, имеется в виду вертлюжная впадина на бедре.
109 В следующем стихе, а также в Суд. 8:8-9; / Цар. 12:25 — Пену'эл.
110 Ср. Суд. 13:22.