История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
I. Кодекс святости: Левит, гл. 17-26
(краткое содержание)
1. ПРОЛОГ. ПОЛОВЫЕ И БРАЧНЫЕ ЗАПРЕТЫ
Текст глав 17-26 книги Левита часто называют Кодексом святости
(Heiligkeitscodex, Holiness Code) или Законом святости (Heiligkeitsgesetz). Это название
восходит к пассажу 19:1-2: «И сказал ГОСПОДЬ Моисею, говоря: Объяви всему обществу
сынов Израиля и скажи им: святы (ПЧрПр) будете, ибо Свят (WHp) Я, ГОСПОДЬ, Бог
ваш» (см. также Лев. 20:7; ср. Лев. 11:44). Первоначальное значение еврейского слова
wnp, кадош (в Библии обычно — «святой», «священный»), было «отделенное»,
«выделенное» для неких религиозных целей1. Согласно документальной гипотезе, Кодекс
святости входил в Священнический документ2. Одной из наиболее отличительных
особенностей Кодекса святости является соединение культовых и моральных
предписаний. Подобно другим основным собраниям законов в Торе, он содержит Пролог (Лев.,
гл. 17) и Эпилог (Лев. 26:3-46). В тексте Пролога предписывается закалывать вола (быка
или корову; тельца или телицу), овцу (барана; агнца) и козу (козла) только при Скинии
собрания, «в мирные жертвы ГОСПОДУ»; «и покропит священник кровью на жертвенник
ГОСПОДЕНЬ у входа Скинии собрания и воскурит тук в приятное благоухание ГОСПОДУ»
(17:3-6). Несоблюдение данного закона приравнивается к убийству (17:4). Таким
образом, всякая трапеза, приготовленная из мяса домашних животных, приобретала характер
сакральной. Очевидно, что осуществление этого закона было возможно лишь в условиях
жизни в пустынях Синая, когда евреи концентрировались вокруг переносного
Святилища — Скинии, и возникнуть он мог именно в эпоху Исхода. Показательно, что во
Второзаконии среди законов, которые должен будет соблюдать Израиль, поселившись в
Земле Обетованной, есть предписание, согласно которому евреи могут «резать и есть
мясо» «повсюду», сколько ни пожелает душа их (12:15, 21), что естественно в условиях,
когда большая часть еврейского населения Палестины проживает в значительном удале-
1 Так, например, слова того же корня кедешим (D*ttnp; букв, «выделенные (отделенные) <мужчины>») и
кедешот (ГПиИр; букв, «выделенные (отделенные) <женщины>») обозначали мужчин и женщин,
занимавшихся культовой проституцией.
2 Относительно гипотез о времени и обстоятельствах возникновения Кодекса святости и
Священнического документа {кодекса) в целом см.: Вместо заключения. Краткий очерк библейской историографии.
Пятикнижие. Документальная гипотеза.