История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. - СПб, 2005

Книга профессора И. Р. Тантлевского «История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма» является первым российским монографическим исследованием, охватывающим период от эпохи патриархов до падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. до н. э. Автор ставит целью выявление историко-религиозного фона ключевых событий, описанных в Библии и связанных с израильским этногенезом, пребыванием евреев в Египте и Исходом, завоеванием Ханаана, возникновением единого Израильского царства и функционированием раздельных Южного (Иудея) и Северного (Израиль) царств. Библейские тексты соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики Израиля и Иудеи и соседних стран (в том числе, с арамейской стелой IX в. до н. э. из Тель Дана, в которой упоминается «Дом Давида»), а также релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-палестинскими, угаритскими материалами. В книге анализируются некоторые важнейшие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев: космогенез и антропогенез; представление о мире как историческом процессе; проблема возникновения и ранняя история монотеистической религии Яхвизма; представления о загробном мире и бессмертии; элементы мистицизма. Кратко рассматриваются законодательные части Пятикнижия. Затрагиваются вопросы, связанные с библейской историографией. Книга рассчитана на всех,' интересующихся проблемами библейской истории и теологии, историей Древнего Востока, историей религии и мировой культуры. Она может быть использована в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «История Древнего Востока», «Библеистика и иудаика», «Сравнительное религиоведение», «Культурология Востока».

2005

ISBN 5-288-03735-3

Содержание

Предисловие

Часть I. История древнего Израиля и Иудеи (до 586 г. до н.э.)

Глава I. Эпоха патриархов

Глава II. Израиль в Египте

Глава III. Исход из Египта. Моисей

Глава IV. От Синая до Моава

Глава V. Завоевание израильтянами Ханаана. Эпоха Судей

Глава VI. Единое Израильское Царство. Саул, Давид и Соломон

Глава VII. Эпоха двух Царств: Иудея (Йехуда) и Израиль

Хронологическая таблица правлений царей Иудеи и Израиля

1. Раскол единого Израильского царства

2. Иудея и Израиль в последней трети X в. до н. э. — первой половине IX в. до н. э. (931-841 гг. до н.э.)

3. История Иудеи со второй половины IX в. до н. э. до воцарения Хизкийаху (715 г. до н. э.). История Израиля со второй половины IX в. до н. э. до падения Самарии (723/722 гг. до н. э.)

4. Иудея в период от царствования Хизкийаху до разрушения Иерусалима и Храма и начала вавилонского плена

Часть II. Некоторые аспекты израильско-иудейского религиозного мировоззрения

Глава I. Библейский креационизм

Глава II. Представление древних евреев об 'Оламе-«Мировом Времени». Мир как история

Глава III. Библейский антропогенез. Доброе и злое начала в мире

Глава IV. Глобальный катаклизм как наказание за человеческое зло. Библейское представление о праязыке

Глава V. Библейские и ханаанеиские представления о бессмертии души, потустороннем мире и загробном воздаянии

Вместо заключения: краткий очерк библейской историографии

Избранные монографические исследования по библейской историографии

Приложения

Библиографические сокращения

Список цитируемых работ

OCR
Краткий очерк библейской историографии
321
В последней по времени создания библейской книге Даниила (ок. 165 г. до н. э.) в
аллегорической форме отражены некоторые важные военно-политические события,
имевшие место в переднеазиатском регионе в конце VII — первой трети II в. до н. э.
(Вторая часть книги [гл. 7-12] написана в форме апокалипсиса.) Центральное место в
данном произведении занимает история Иудеи в период религиозных гонений 167-
165 гг. до н. э. на евреев со стороны селевкидского царя Антиоха IV Епифана (175-163).
В этой книге развивается идея о последовательной смене империй, наступлении Конца
дней и установлении вечного («метаисторического») мирового Царства Божьего, в
котором лидирующее место отводится «народу святых Всевышнего». Особую роль в его
установлении сыграет предсуществующий, трансцендентный Мессия, «подобный сыну
человеческому», которому будут служить все народы, племена и языки. Автор книги
разрабатывает мессианско-эсхатологическую хронологию, выдвигает идею о загробном
воздаянии и телесном воскресении мертвых. В 4-й главе книги Даниила рассказывается о
том, как этот иудейский провидец предрек вавилонскому царю Навуходоносору
отлучение от людей по болезни на «семь времен» по определению Всевышнего, а также его
последующее исцеление; поправившись, правитель прославил Царя небес. Данную
традицию исследователи соотносят с кумранской «Молитвой Набонида» (4Q OrNab), где
говорится о семилетнем пребывании в аравийском оазисе Теман (=Тема) последнего
вавилонского царя Набонида, который «был поражен злой проказой по велению Бо[га
небе]с». После того как грех Набонида был отпущен, царь воздал «почести и вели[кое
прославление] Имени Бо[га небес]».
Сочинения еврейских историков эпохи эллинизма ираннеримского периода
(экскурс)
В эпоху эллинизма александрийскими евреями был создан по-гречески ряд
произведений по истории и хронографии древнего Израиля и Иудеи, от которых до нас дошли
лишь незначительные фрагменты, зафиксированные греческим компилятором
Александром Полигистором из Милета (сер. I в. до н. э.) в сочинении Об иудеях (эти фрагменты
содержатся у Евсевия Кесарийского в Приготовлении к Евангелию, IX, 17—39 и у
Климента Александрийского в работе Стромата, I, 141; 153). Основывавшееся на
древнееврейских хронографических материалах сочинение О царях иудейских Деметрия
Хронографа, работавшего в последней четверти III в. до н. э., вероятно, сопоставимо с Хро-
нографиями Эратосфена (ок. 275-194), а также Историей Египта (ок. 280г. до н.э.)
ния по отдельным аспектам истории Иудеи с приблизительно 621 по 444 г. до н. э., зафиксированные в
библейских книгах 2 Хр. 35:1-36:23, всей канонической книге Эзры и книге Неемии 7:73-8:12. По сути
единственным экстрабиблейским материалом, представленным здесь, является «Рассказ о трех стражах» (в основе
которого лежит персидское фольклорное сказание), утверждающий величие еврейского Бога, отождествляемого с
Истиной. Особый акцент в 1 Ездре также делается на соблюдении Закона, Богослужении в Иерусалимском
Храме и установлениях, запрещающих евреям смешанные браки. Еврейский историк Иосиф Флавий
использует этот апокриф в большей мере, чем библейские книги Эзры и Неемии.